Ещё нашёл о гвоздях Христовых. Полагаю, что теперь будет достаточно. Вопрос об источнике версии о 3 гвоздях в теле Спасителя по католическому преданию остаётся.
http://www.patriarchia.ru/db/text/314611.html
Святейший Патриарх Алексий об итогах своего визита во Францию
29 октября 2007 г.
Я рад был вчера поклониться и приложиться к святыням, которые хранит
собор Нотр-Дам-де-Пари — терновому венцу Спасителя, частице Животворящего Древа Креста Господня и
гвоздю, которым было пронзено тело Спасителя.
http://www.patriarchia.ru/db/text/2147925.html
Патриаршее слово на изнесении ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня в Храме Христа Спасителя
8 апреля 2012 г.
Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с кратким словом.
…
В далеком уже XVII веке, по милости Божией…
в Москву была привезена другая, не меньшая святыня — подлинный гвоздь, которым Спаситель был пригвожден к кресту.
…
…
это гвоздь, который был вбит в плоть Спасителя, — тот самый реальный гвоздь, подлинность которого легко доказывается историческими фактами.
…
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/text/2147888.html
Ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня вынесен из алтаря Храма Христа Спасителя для молитвенного поклонения
8 апреля 2012 г.
…
Гвоздь от Креста Господня
Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке.
Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства
с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни.
Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.
После Литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси Президент Российской Федерации Д.А. Медведев вручил 9 реликвий Патриарху Алексию. Среди них — Гвоздь от Креста Господня.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.pravoslavie.ru/put/print30088.htm#_ftnref15
16 апреля 2009 г.
Анатолий Холодюк
…
…
По преданию, Иисус Христос был пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями. Кроме того, несколькими гвоздями были прикреплены ко Кресту вышеупомянутое титло над главой Спасителя и подножка, на которую опирались Его пречистые ноги. В путеводителях по христианскому Риму сообщается, в древние века «для удовлетворения благочестивых чувств христиан»
с подлинных священных гвоздей были изготовлены копии, в которые «вкладывалась частица, иногда даже весьма незначительная, одного из вышеозначенных подлинников, которые затем стали чествовать так же, как и сами подлинники»[15]. Этим и объясняется то смущающее некоторых верующих обстоятельство, что гвозди от Животворящего Креста Господня имеются не только в Риме, но и в Милане, Венеции, Париже, Трире и в других местах.
…
Согласно традиционной версии, святая царица Елена в 327 году, вложив в крест благоразумного разбойника частицу Животворящего Креста и один из гвоздей, которым было пронзено тело Христа, установила его на острове Кипр. Об этом кресте сообщает в своем «Хожении» игумен Даниил (XII век)…
http://rusizdat.ortox.ru/news.html&action=news_detail&id=1174
Гвозди Распятия Христова
То, как верующие воздавали честь святыням, как украшали и обрамляли их, немало говорит о жизни людей того времени и особенностях их восприятия. В наших изданиях мы уже рассказывали о судьбах великих реликвий Христианства – например, о Терновом Венце Спасителя.
Сегодня же обратим взор на гвозди, которыми был распят Божественный Страдалец.
Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» №39, 2013 г.
- Спойлер:
Гвозди, которыми был распят Господь Иисус Христос, – свидетельство того, какие муки Он претерпел. Всего гвоздей было четыре, но в наши дни известно гораздо большее число реликвий, почитаемых как гвозди Распятия Христова. Как такое возможно? – Часть гвоздей представляет собой освященные копии, имеющие те же параметры, что и оригинал. В них вплавлена и часть металла от гвоздей Распятия, так что реликвии эти действительно являются святынями. Также существует легенда, что святая царица Елена, обретшая гвозди Христовы, приказала отлить из них двенадцать гвоздей меньшего размера. Впрочем, гвозди, которые можно увидеть сегодня, и так достаточно велики: четырехгранный кованый гвоздь имеет длину четырнадцать с половиной сантиметров и весит около восьмидесяти четырех граммов.
Какова же судьба гвоздей Распятия? Святая царица Елена обрела их вместе с Крестом Господним и, как великую святыню, взяла с собой в Константинополь. Но по дороге разыгралась страшная буря. Корабль, на котором плыла императрица, грозил потонуть. Святая Елена, помолившись, бросила в пучину вод один из гвоздей – и шторм утих. Путники благополучно продолжили плавание.
Из трех гвоздей, доставленных в столицу ромеев, один стал личной святыней императора Константина, который вправил его в драгоценную сбрую своего коня. Проводя много времени в седле, он хотел, чтобы Гвоздь Христов сопровождал его в дальних походах, защищал благодатью Божией от врагов видимых и невидимых. Еще один крест <гвоздь?> украсил императорскую корону.
Шли годы. Умирали могущественные цари, им на смену приходили другие, а святыни передавались из поколения в поколение, иногда меняя место хранения и обрамление.
В конце XII столетия гвоздю от Распятия с сохранившейся на нем кровью Христовой поклонился в храме Святой Софии Константинопольской русский паломник Антоний Новгородский. О нахождении Гвоздя в Царьграде свидетельствует и испанский путешественник Перо Тафур, видевший святыню уже в 1430-х годах. Гвоздь вместе с прочими реликвиями Страстей Христовых выносили для поклонения верующих в Страстную седмицу. Во время
IV Крестового похода святыня была похищена из Константинополя.
В кафедральном соборе небольшого итальянского города Монца, что близ Милана, хранится одна из наиболее чтимых реликвий средневековой Европы – так называемая Железная корона, едва ли не самая старая корона мира. Это небольшой, украшенный каменьями и перегородчатой эмалью венец красного золота, внутри которого находился обруч, по преданию, выполненный из Гвоздя Господня. Ширина короны – три дюйма. Ее украшают двадцать два неограненных драгоценных и полудрагоценных камня, достаточно крупных. Венец состоит из шести секций, соединенных между собой петлями и надежно укрепленных на находящемся внутри обруче.
Гвоздь, хранящийся в Трире, – одна из святынь так называемого Переносного алтаря св. Андрея, выполненного из золота и богато украшенного между 977 и 993 гг. ювелирами, работавшими под руководством архиепископа Эгберта. Гвоздь обрамлен искусной работы золотым реликварием. Его можно увидеть и сегодня. Особенность реликвария – его небольшой размер: это не ларец, а скорее футляр, достаточно точно повторяющий форму гвоздя. Съемная крышка, расположенная над шляпкой, украшена крупным синим камнем. Подобные камни украшают и другие части реликвария. Для каждого из них выполнен особый каст, соответствующий форме камня. Здесь же, в соборе г. Трира, почивает мощами и св. царица Елена, обретшая гвоздь.
В Милане Гвоздь от Распятия расположен над алтарем, на недосягаемой высоте: обычай хранить святыни в недоступных для прикосновения местах присущ католической Европе. Впрочем, раз в году, в сентябре, святыню торжественно спускают вниз для сугубой молитвы перед ней. Особая машина для этого была выполнена знаменитым Леонардо да Винчи. По преданию, в Миланском соборе хранится тот из гвоздей, который сопровождал в походах императора Константина, будучи вправленным в уздечку его лошади.
Церковь Санта Кроче ин Джерузалемме расположена на юго-восточной окраине Рима, у Аврелиановой стены. На ее месте когда-то стоял дом царицы Елены, ставший затем императорской резиденцией. После кончины святой ее сын – император Константин – превратил часть здания в церковь. Здесь с древнейших времен хранятся драгоценные реликварии. В один из них, выполненный в форме креста, вмонтированы три частицы Креста Христова, в другом хранятся святой Гвоздь и два шипа от Тернового венца.
В Россию гвоздь от Креста Господня был принесен в 1686 году грузинским царем Арчилом, сыном Вахтанга IV, обретшим в Москве покровительство императора Петра I и оставшимся здесь на жительство. По преданию, этот гвоздь был передан в Грузию самим Константином Великим, который послал его царю Мириану, обращенному в православную веру равноапостольной Ниной. Петр I приказал поместить святыню в Успенском соборе Московского Кремля. Для поклонения верующих гвоздь выносили в июле, вместе с Ризой Господней, в день ее торжественного почитания. Гвоздь хранился в золотом реликварии сложной формы: его основу составлял четырехугольный ковчег со створчатыми дверцами, увенчанный золотой же короной с четырехконечным крестом, усыпанной драгоценными камнями. Ковчег украшали четыре выполненных «расписною и прозрачною финифтью», испещренных рубинами и изумрудами херувима, а по ободку была вычеканена надпись на грузинском языке: «Царь всея Грузии Давид, сын Русуданы, соорудил влагалище для святого гвоздя». Единое целое с ковчегом, по описанию современников, составлял и «посох золотый с пятью яблоками, наведенные финифтью, на коем гвоздь поставляется...», также украшенный надписью. В XVIII–XIX веках ковчег украшался приношениями знати: так, в 1771 году «княгиня грузинская Анна Георгиевна Бакарова приложила» к нему «три запанки с изумрудами и шпильку с цепочками золоченые, для удобнейшего прикрепления того ковчега к посоху». К XX веку он имел уже новую нижнюю часть в виде «осмигранной» часовни. В 1878 году для святыни изготовили новое хранилище. Ювелирных дел мастер А. Векман выполнил четырехгранный серебряный позолоченный ковчег, украшенный рельефными изображениями Страстей Христовых. Для поклонения верующих крест выносили на дискосе, созданном мастером И. Щукиным. Эти ковчег и дискос сохранились до наших дней. После революции святой Гвоздь вместе с реликварием и дискосом был конфискован властями и долгое время находился в запасниках Кремлевских музеев. Лишь 29 июня 2008 года святыня была возвращена Церкви и с тех пор находится в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Поклониться ей можно в любой день, когда открыта верхняя церковь Храма.