Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!
Сегодня исполняется 15 лет со дня прославления святителя Игнатия Мариупольского. Именно 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия, архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея, архиепископа Донецкого и Мариупольского Илариона, епископа Херсонского и Таврического Иова, епископа Алипия (Погребгяка) возглавил Божественную литургию и чин прославления cвятителя Игнатия Мариупольского, Митрополита Готфейского и Кефайского. В торжественном богослужении принял участие и протоиерей Василий Мултых, спасший останки мощей святителя Игнатия Мариупольского и тем самым давший нам, сегодняшним православным верующим, возможность молиться у его мощей.
В настоящее время имя святителя Игнатия Мариупольского известно всем православным верующим. Они хорошо осведомлены о заслугах столь выдающейся личности, относятся к этому человеку с глубоким почтением и в трудную минуту обращаются к нему с молитвой.
Но среди людей нецерковных мало кому известно, что один из самых крупных городов Донбасса - Мариуполь - основал именно этот великий человек, который был не только священнослужителем и монахом, но и тонким, здравомыслящим политиком, искренне переживавшим за греческий народ, оказавшийся в то время под властью иноверцев, и сделавший всё, чтобы 30 тысяч его братьев по крови, таврических греков, сохранили свою православную веру и не были уничтожены как этнос.
Многие современники и потомки сравнивали святителя Игнатия с пророком Моисеем. Как ветхозаветный пророк вывел израильтян из египетского рабства, так и митрополит Игнатий избавил таврических греков от подчинения татарам.
Точная дата рождения святителя неизвестна. По мнению одних историков, он появился на свет в 1710 году, а другие предполагают, что в период с 1715 по 1717-й. Его родиной называют остров Термия (нынешний о. Китнос), недалеко от Аттики. Он был вторым сыном благочестивых и знатных родителей семейства Гозадино. Отца будущего митрополита звали Константином, а деда - Игнатием. При крещении мальчика нарекли Иаковом. Он получил блестящее образование в Венеции, в греческой Венецианской коллегии. Но светская карьера не привлекала молодого человека. Взяв благословение у родителей, он отправился на святую гору Афон, чтобы стать монахом. Постриг юноша принял с именем Игнатий, в честь великого святого Игнатия Богоносца. Ведя строгую иноческую жизнь, он прославился своим смирением и кротостью не только на Афоне, но и далеко за его пределами. В 1769 году в Крыму умер митрополит Готфейский и Кафайский Гедеон. Трудно было найти в те времена архиерея, готового отправиться в епархию, где властвовавшие турки и татары создавали невыносимую атмосферу для православных греков, используя их в качестве дешевой рабочей силы и всячески притесняя. Владыка Игнатий добровольно согласился занять место умершего митрополита Гедеона. Все силы он направил на возрождение и сохранение греками их веры, культуры, национального самосознания, став истинным предводителем христианства.
Владыка Игнатий решил освободить свой народ от ига татар и турок. Для этого он был готов рискнуть жизнью и совершил безрассудный по тем временам поступок: попросил в ноябре 1771 года российскую императрицу Екатерину II принять таврических греков в российское подданство. Лишь спустя шесть лет, когда назревала война между Россией и Турцией, а грекам в Крыму грозило уничтожение как силе, способной поддержать православных воинов, было принято решение переселить всех православных христиан Тавриды в Приазовье. Даже находясь в смертельной опасности, митрополит Игнатий принял приглашение императрицы Екатерины, выдвинув собственные условия, главным из которых стала гражданская и духовная автономия для его паствы, чтобы греки могли сохранять свою национальную идентичность. Решающим стал первый день Пасхи, 23 апреля 1778 года, когда после праздничной литургии в пещерной церкви Свято-Успенского скита под Бахчисараем владыка объявил о предложении православных братьев из России и переселении в пределы империи. С этого момента началась агитация, в которой активное участие принимал малолетний племянник митрополита Игнатия Иван Гозадинов, будущий капитан русской армии. Тайком он ездил по греческим поселениям в Крыму, развозя воззвание святителя Игнатия к православным братьям и сестрам, в котором описывалось положение греков в Крыму и перспективы переселения в Приазовье. Уже 16 июля работа была завершена и начался исход православных из Крыма. Покидали полуостров не только греки, но и грузины и армяне, также бывшие христианами. Когда переселенцы прибыли на территорию России и казалось, что все трудности позади, начались бытовые неурядицы и эпидемии. Нашлись и люди, обвинившие во всех бедах митрополита. Но не понимали они, что в ином случае всем грекам грозило бы полное уничтожение. Святитель не обижался на тех, кто клеветал на него, а делал всё, чтобы помочь народу обустроиться.
Его настойчивость и умение быть тонким политиком и дипломатом помогли добиться от Екатерины II указа о создании Мариупольского греческого уезда, с городом Мариуполем, названным в честь Богородицы, чья чудотворная Бахчисарайская икона помогала грекам на протяжении всего пути, и двадцатью греческими сёлами. В городе началось строительство не только домов, но и церквей. Первые службы проходили в Свято-Николаевском храме, возведенном ещё запорожскими казаками. Но вскоре появились Успенская, Харлампиевская церкви, храм Рождества Пресвятой Богородицы. Умер владыка в конце февраля 1786 года.
http://www.ortodox.donbass.com/news/201311/ignatiy.htm
Сегодня исполняется 15 лет со дня прославления святителя Игнатия Мариупольского. Именно 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия, архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея, архиепископа Донецкого и Мариупольского Илариона, епископа Херсонского и Таврического Иова, епископа Алипия (Погребгяка) возглавил Божественную литургию и чин прославления cвятителя Игнатия Мариупольского, Митрополита Готфейского и Кефайского. В торжественном богослужении принял участие и протоиерей Василий Мултых, спасший останки мощей святителя Игнатия Мариупольского и тем самым давший нам, сегодняшним православным верующим, возможность молиться у его мощей.
В настоящее время имя святителя Игнатия Мариупольского известно всем православным верующим. Они хорошо осведомлены о заслугах столь выдающейся личности, относятся к этому человеку с глубоким почтением и в трудную минуту обращаются к нему с молитвой.
Но среди людей нецерковных мало кому известно, что один из самых крупных городов Донбасса - Мариуполь - основал именно этот великий человек, который был не только священнослужителем и монахом, но и тонким, здравомыслящим политиком, искренне переживавшим за греческий народ, оказавшийся в то время под властью иноверцев, и сделавший всё, чтобы 30 тысяч его братьев по крови, таврических греков, сохранили свою православную веру и не были уничтожены как этнос.
Многие современники и потомки сравнивали святителя Игнатия с пророком Моисеем. Как ветхозаветный пророк вывел израильтян из египетского рабства, так и митрополит Игнатий избавил таврических греков от подчинения татарам.
Точная дата рождения святителя неизвестна. По мнению одних историков, он появился на свет в 1710 году, а другие предполагают, что в период с 1715 по 1717-й. Его родиной называют остров Термия (нынешний о. Китнос), недалеко от Аттики. Он был вторым сыном благочестивых и знатных родителей семейства Гозадино. Отца будущего митрополита звали Константином, а деда - Игнатием. При крещении мальчика нарекли Иаковом. Он получил блестящее образование в Венеции, в греческой Венецианской коллегии. Но светская карьера не привлекала молодого человека. Взяв благословение у родителей, он отправился на святую гору Афон, чтобы стать монахом. Постриг юноша принял с именем Игнатий, в честь великого святого Игнатия Богоносца. Ведя строгую иноческую жизнь, он прославился своим смирением и кротостью не только на Афоне, но и далеко за его пределами. В 1769 году в Крыму умер митрополит Готфейский и Кафайский Гедеон. Трудно было найти в те времена архиерея, готового отправиться в епархию, где властвовавшие турки и татары создавали невыносимую атмосферу для православных греков, используя их в качестве дешевой рабочей силы и всячески притесняя. Владыка Игнатий добровольно согласился занять место умершего митрополита Гедеона. Все силы он направил на возрождение и сохранение греками их веры, культуры, национального самосознания, став истинным предводителем христианства.
Владыка Игнатий решил освободить свой народ от ига татар и турок. Для этого он был готов рискнуть жизнью и совершил безрассудный по тем временам поступок: попросил в ноябре 1771 года российскую императрицу Екатерину II принять таврических греков в российское подданство. Лишь спустя шесть лет, когда назревала война между Россией и Турцией, а грекам в Крыму грозило уничтожение как силе, способной поддержать православных воинов, было принято решение переселить всех православных христиан Тавриды в Приазовье. Даже находясь в смертельной опасности, митрополит Игнатий принял приглашение императрицы Екатерины, выдвинув собственные условия, главным из которых стала гражданская и духовная автономия для его паствы, чтобы греки могли сохранять свою национальную идентичность. Решающим стал первый день Пасхи, 23 апреля 1778 года, когда после праздничной литургии в пещерной церкви Свято-Успенского скита под Бахчисараем владыка объявил о предложении православных братьев из России и переселении в пределы империи. С этого момента началась агитация, в которой активное участие принимал малолетний племянник митрополита Игнатия Иван Гозадинов, будущий капитан русской армии. Тайком он ездил по греческим поселениям в Крыму, развозя воззвание святителя Игнатия к православным братьям и сестрам, в котором описывалось положение греков в Крыму и перспективы переселения в Приазовье. Уже 16 июля работа была завершена и начался исход православных из Крыма. Покидали полуостров не только греки, но и грузины и армяне, также бывшие христианами. Когда переселенцы прибыли на территорию России и казалось, что все трудности позади, начались бытовые неурядицы и эпидемии. Нашлись и люди, обвинившие во всех бедах митрополита. Но не понимали они, что в ином случае всем грекам грозило бы полное уничтожение. Святитель не обижался на тех, кто клеветал на него, а делал всё, чтобы помочь народу обустроиться.
Его настойчивость и умение быть тонким политиком и дипломатом помогли добиться от Екатерины II указа о создании Мариупольского греческого уезда, с городом Мариуполем, названным в честь Богородицы, чья чудотворная Бахчисарайская икона помогала грекам на протяжении всего пути, и двадцатью греческими сёлами. В городе началось строительство не только домов, но и церквей. Первые службы проходили в Свято-Николаевском храме, возведенном ещё запорожскими казаками. Но вскоре появились Успенская, Харлампиевская церкви, храм Рождества Пресвятой Богородицы. Умер владыка в конце февраля 1786 года.
http://www.ortodox.donbass.com/news/201311/ignatiy.htm