10. Не учит ли тебя поступок Давида, котораго нашел Бог мужем по сердцу своему, человеком верным, совершенным, святым, истинным (Пс. 88: 21; Деян. 13: 22)? Он увидел красоту женщины, – я говорю о Вирсавии, – увидел ее моющеюся и купающеюся, нагою. Увидел ее муж святый, и поистине пленен был желанием видеть ее. Видите, какое зло учинил ради жены: и согрешил муж оный праведный, и повелел убить мужа ея, и это на войне (2 Цар. 11). Видите, сколько злых коварств соединил и сделал, и ради похоти жены убил убийством – Давид, который назван «Христом Господним» (Пс. 19: 7, 88: 21 – 52). Научись, человек, – если такие мужи погибли чрез женщин, то какова твоя праведность, или каков ты между святыми, если обращаешься с женами и девами ночью и днем, в безумии многом, без страха Божия? Нет, братие, не так будем обращаться по падении их, но будем памятовать слово, говорящее о женщине: руки ея держат узы, и сердце ея уготовляет сети; праведный вырывается от нея, а нечестивый падает в руки ея (Еккл.7:27). Будем же остерегаться, чтобы не жить нам святым с дочерью возмужалою: ибо не добры и неправедны такия обращения раба Божия.
11. Не читал ли ты об Амноне и Фамари, детях Давида? Этот Амнон возгорелся похотью к сестре своей, и унизил и не пощадил ее, поелику воспламенился к ней похотью гнусною, и сделался зол и нечестив ради связи с нею, которая не была в страхе Божием, и сделал дело гнусное во Израили (2Цар.13). Поэтому не следует и не прилично обращаться с сестрами в смехе и распущенности, но со всякою чистотою и святостию и в страхе Божием.
12. Не читал ли ты об имени (de familia) Соломона, сына Давидова, коему дал Бог премудрость, и знание, и величие сердца, и богатство, и славу великую – паче всех людей? И он погиб чрез женщин, и отступил от Господа (3Цар.11).
13. Не читал ли и не знаешь о старейшинах оных во дни Сусанны, которые, поелику часто бывали с женщинами и засматривались на красоту чужую, пали в глубину похотения и не сумели удержаться в сознании долга непорочности, но были побеждены лукавою мыслию, и поднялись против Сусанны блаженной, чтобы растлить ее? А она не совершила желания их постыднаго: но поведала Богу, и освободил ее Бог от рук старцев нечестивых (Дан.13). Итак, не следует ли нам бояться и страшиться их (т. е. женщин), когда эти старцы, судьи и пресвитеры народа Божия ради женщины отказались от чести своей? Они не вспомнили слова сего: не засматривайся на красоту чужую, и: красоты женщин многих погубили, и: «с мужатицею отнюд не седи» (Сир.41:26; 9:9–12). И опять (не вспомнили) того, кто сказал: «ввяжет ли кто огнь в недра, риз же своих не сожжет ли?» Или ходит муж на огне, и ноги его не обожгутся? Так всякий, кто входит к жене мужатей, не чист от зла, и не выйдет, каким пришел к ней (Притч.6:27–29). И еще говорит (Писание): не желай красоты женщины, чтоб она не пленила тебя ресницами своими, и не назирай девы, да не погибнешь в желании ея, и к хорошо поющей не примешайся (Сир.9:3–5); и: «мняйся стояти, да блюдется да непадет» (1Кор.10:12).
14. Посмотрите еще, чтó сказали мужи святые о пророках и апостолах Господа нашего. Вы увидите, что никто из святых не был часто с девами, ни с замужними молодыми женщинами, ни с вдовами, которых бегает божественный апостол (1Тим.5:11). Разсмотрим обращение в страхе Божием святых мужей. Вот находим написанное о Моисее и Аароне, что обращение и жительство их было с мужчинами, которые к ним обращались; так же – и Иисус, сын Нуна: жены не было с ними, но они одни свято служили пред Богом, мужчины с мужчинами. И не только это, но они и народ учили, чтобы всякий раз, когда отправляется войско, каждое колено шло отдельно, и женщины отдельно шли с женщинами за войском, также и мужчины – отдельно в колене своем. И по заповеди Господней они (израильтяне в пустыне) так и ходили, как народ мудрый, чтоб не было замешательства какого из-за женщин: когда отправлялось войско их в прекрасном и правильном порядке, они шли безпрепятственно. Ибо так свидетельствуют священныя писания к слову: когда перешли сыны Израиля море Суф, воспели Моисей и сыны израилевы хвалы (laudes) Господни, «глаголюще: поим Господеви, славно бо прославися». И когда Моисей перестал петь, тогда Мариам, сестра Моисеева и Ааронова, взяла тимпан в руки свои, и вышли за нею все женщины, и пели с нею, женщины с женщинами отдельно, и мужчины с мужчинами отдельно (Исх.15:1. 20). Далее – и Елиссея, и Гиезия (Гехази), и сынов пророческих также находим в страхе Божием, и женщины не было у них (4Цар.2:3, 15, 4:38, 6:1, 9:1). Миху (Micham) и пророков всех тоже находим жившими в страхе Господнем (1Цар.10:10, 19:20; 3Цар.18:4).
15. И – чтоб не говорить слишком долго – что сказано о Господе Иисусе Христе? Сам Господь, когда пришел в мир, был безотлучно с двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда их посылал, послал «два два» вместе (Мк. 6:7), мужчин с мужчинами; женщины же не были посланы с ними, и ни в дороге, ни дома они не жили с женщинами или с девами, и таким образом угодили Богу во всем. И сам Господь Иисус Христос, когда говорил с оною женою самарянкою у кладязя на-едине и ученики пришедши нашли его говорящим с нею, – удивились, что Он стоит и беседует с женою (Ин.4:27). Не в Нем ли дан неуклонный предел, край и образец для всех родов человеческих? Но и это не все: и по воскресении своем от мертвых, когда Мария прибежала ко гробу и, падши к ногам Господа и поклонившись Ему, хотела обнять Его (eum apprehendere), Он сказал ей: «не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу моему» (Ин. 20:17). Не удивительно ли, что Господь не позволил Марии, жене блаженной, прикоснуться к ногам своим, а ты живешь с женщинами и девами, и оне служат тебе, и спишь, где оне спят, и оне умывают тебе ноги и помазывают тебя? Горе душе неправедной! Горе душе безстрашной! Горе этой смелости и глупости, которая без страха Божия! Отчего не осуждаешь себя? Отчего не испытываешь себя? Отчего не знаешь себя и меры своей? Вот что верно, вот что правильно и праведно; вот в чем непреложные пределы для тех, которые искренно обращаются в Господе. Жены же многия святыя служили святым от имений своих (Лк. 8:3). Так служила Елиссею «соманитяныня» (суламитянка – sulamitis), но с ним не жила, и пророк жил в отдельном доме. И когда умер сын ея, и она хотела броситься к ногам пророка, но слуга не позволил и запретил ей это, – Елиссей сказал отроку: «остави ю, яко душа ея болезненна в ней» (4 Цар. 4:8, 27). Отсюда надлежит уразуметь жизнь их: Господу Иисусу Христу служили жены от имений своих, но с ним не жили; и апостолам, и Павлу, как находим, тоже служили женщины (1 Кор. 9: 5), но они с ними не жили, а целомудренно, свято и безпорочно обращались пред Господом, и скончали течение свое и приняли венец свой от Господа Бога всемогущаго (2 Тим. 4, 8)».