Киевская митрополия (1458—1688)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это статья о Киевской митрополии с 1458 года. О митрополии Киевской и всея Руси см. Киевская митрополия до 1458 года.
Киевская митропо́лия (Западнору́сская митрополия, Киево-Литовская митрополия) — православная митрополия Константинопольского патриархата на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Существовала до 1688 года, когда в результате воссоединения Украины с Россией была упразднена Московским патриархатом. Кафедра располагалась в Вильне, а с 1620 года в Киеве.
С 1299 года, в результате запустения Киева, митрополиты Киевские и всея Руси избирали своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (а с 1325 года Москву). С конца XIII—начала XIV века отдельные митрополии существовали с перерывами в Великом княжестве Литовском и в Галицко-Волынском княжестве (с 1303).
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены.
К началу XV века земли Руси в основном[1] относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии.
В 1415—1419 годах действовал литовский митрополит, не утверждённый в Константинополе.
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор.
В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2].
Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471).
Примечания
↑ Галиция и Подолье отошли к Польше (1392).
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
Митрополии
Нюся- Корифей форума
- Сообщения : 27089
Дата регистрации : 2012-11-03
Вероисповедание : Русская Православная Церквоь
Re: Митрополии
(К ознакомлению)
Беларусь в исторической,
государственной и церковной жизни.
Архиепископ Афанасий Мартос, инок Почаевской лавры
магистр православного богословия Варшавского университета,
бывший епископ Витебский и Полоцкий.
“Сей труд посвящаю любимой родине,
быть может навсегда потерянной для меня,
как равно потерян и я для нее.”
Афанасий Мартос.
Издание третье, исправленное и дополненное, 2003 год.
Интернет-версия под общей редакцией
Его Преосвященства Александра (Милеанта),
Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
Оглавление.
Часть первая. Гражданская.
1. Название “Беларусь.”
Общие сведения об этой стране. Происхождение названия “Беларусь.” Слово “Русь.” Беларусь — название старинное. Белорусский язык.
2. Беларусь и Литва.
Древнее население Беларуси. Происхождение названия “Литва.” Беларусь названа Литвой.
3. Беларусь и Великое Княжество Литовское.
Покорение Беларуси. Расширение границ Великого Княжества Литовского. Государственная власть в Великом Княжестве Литовском.
4. Великое Княжество Литовское и Польша.
Династическая уния. Попытки разрыва династической унии. Политика поляков в отношении Великого Княжества Литовского. Люблинская уния. Причины успеха Люблинской унии.
5. Беларусь под властью Польши.
Административное деление. Законодательство. Полонизация края.
6. Беларусь и Россия.
Раздел Польши. Национальный облик Беларуси. Российское правление в Беларуси. Возрождение белорусского самосознания. Попытка создания Белорусской республики. Польско-большевистский раздел Беларуси. Примечания к 1-ой части.
Часть вторая. Церковная.
1. Христианство в Беларуси
Крещение Руси. Устроение Церкви на Руси. Учреждение Киевской митрополии. Первые епископы в Беларуси. Духовно-религиозное состояние народа и святые в Беларуси. Храмы и монастыри.
2. Литовско-Наваградская митрополия
Разорение Киева и переселение митрополитов. 2. Учреждение Галичской митрополии. Учреждение Литовской митрополии. Образование Галичско-Литовской митрополии. Попытка Феодорита возглавить Киевскую митрополию. Восстановление Литовской митрополии. Судьба Литовской митрополии. Путешествие митрополита в Москву. Ходатайство о возведении в сан литовского митрополита Феодосия. Избрание литовского митрополита без согласия патриарха. Митрополит Герасим. Кафедра литовских митрополитов.
3. Литовская митрополия.
Митрополит Исидор — насадитель унии. Литовская митрополия под властью митрополита Ионы. Униатский митрополит Григорий Болгарин. Разделение Русской Церкви на две митрополии. Литовско-наваградские (киевские) митрополиты.
4. Каноническое положение Киевской и Литовской митрополии.
Органы церковной власти. Власть митрополитов и епископов на Руси. Каноническая зависимость от Константинополя. Основы существования Литовской митрополии. Взаимоотношение властей церковных и государственных. Положение Православной Церкви под властью польских королей. Раздача королем епископских кафедр — противоканоническое действие. Церковные соборы. Недвижимое имущество Церкви.
5. Католичество и католическая уния в Беларуси.
Распространение католичества. Наступление римо-католиков на православных. Приготовление к церковкой унии. Поездка в Рим для оформления унии. Созыв униатского собора в Бресте. Религозно-нравственное состояние православной иерархии перед унией.
6. Беларусь под властью униатов.
Противодействие православных церковной унии. Насильственные меры введения Брестской унии. Братства и их деятельность. Восстановление иерархии. Переход полоцкого епископа в унию. Новое положение о Православной Церкви и избрание митрополита Петра Могилы. Могилевско-белорусские епископы. 8. Минская епархия. Мероприятия России в защиту православных в Беларуси. Каноническое положение Белорусской епархии и Киевской митрополии.
7. Католическая униатская церковь в Беларуси.
Создание этой Церкви. Униатские епархии и епископы. Базилиане и униатские монастыри. Ополяченность униатского духовенства. Уничтожение Брестской унии.
8. Протестантизм и социанство в Беларуси.
Протестантизм. Кальвинизм. Антитринитаризм.
9. Церковная жизнь Беларуси под властью России.
Церковное правление. Состояние белорусских православных епархий.
10. Римско-католическая церковь в Беларуси под властью России.
Общее положение. Административное положение. Литература.
Часть 3.
1. Беларусь между двух мировых войн.
Беларусь под властью Советов. Белорусская митрополия. Западная Беларусь в границах Польской республики.
2. Белорусская православная церковь.
Советская оккупация Западной Беларуси. Германско-советская война. Начало организации Церкви в Восточной Беларуси. Хиротония новых епископов. Заточение митрополита Пантелеймона в монастырь. Белорусские деятели и архиепископ Филофей. Общий церковный собор. Возвращение митрополита и посвящение новых епископов. Епископский собор.
3. Положение Беларуси под немецкой оккупацией.
Бедствия населения. Вмешательство светского белорусского актива в церковные дела. Положение католиков и Католической Церкви.
Предисловию к третьему изданию 2003 года.
Третье издание, Интернет-версия, осуществленное Свято-Троицкой Миссией преследовало цель исправить досадные ошибки, вкравшиеся во второе издание, а также дополнить книгу вновь обретенными сведениями.
В нынешнем издании польский текст Адама Мицкевича снабжен литературным русским переводом.
Так как во втором издании неправильно был указан год издания Скориновской Библии, дата указа о веротерпимости Николая II и целый ряд географических названий был написал неправильно – например, Плогойск вместо Логойск – проверены и уточнены все исторические даты и географические названия. Так же были уточнены местоположение Барколабовского монастыря (находящегося в 10 километрах севернее Быхова, а не в 3 от Жлобина), название Чонско-Макарьева Успенского (во втором издании Чонмко-Марьев) — монастыря в окрестностях Гомеля, Покровского Оршанского мужского монастыря; нынешнее местонахождение Чудотворной Барколабовской Иконы Божией Матери.
Сведения по этим монастырям и чудотворной Барколабовской Иконе Божией Матери взяты нами из книги Булгакова “Настольная книга церковно-священно-служителя.” Добавлены сведения о судьбе Креста святой Ефросиньи Полоцкой и мощей святого отрока Гавриила Белостоцкого, к моменту написания книги владыкой Афанасием не имевших достоверных источников. Текст дополнен фотографией и описанием истории Креста святой Ефросиньи Полоцкой и репродукцией чудотворной Барколабовской Иконы Божией Матери. Также внесен целый ряд историко-биографических ссылок, облегчающих восприятие текста.
Предисловие ко второму изданию 2000 г.
Впервые эта книга увидела свет в 1966 году в Буэнос-Айресе в Аргентине, ее “составил и издал архиепископ Афанасий Мартос, инок Почаевской Лавры, Магистр Православного богословия Варшавского университета, бывший епископ Витебский и Полоцкий.” В Беларуси в 1990 году было выпущено репринтное издание. В 2000 году в Издательстве Беларусского Экзархата вышло исправленное издание.
Предисловие Архиепископа Афанасия Мартоса.
Проф. Коялович начал цикл своих лекций в Варшавском университете о Беларуси следующими словами: “Я буду говорить о такой стране, в которой я родился, вырос и из которой вынес задатки настоящей моей деятельности. Всё, что я знаю и думаю об этой стране, я могу назвать моим, родным, как потому что всё это касается моей родины, так и потому, что не могло быть усвоено ни случайно, ни легко. Следовательно, я не могу относиться равнодушно к моему предмету” (Лекции по истории Запад. Руси, Москва, 1864, стр. 4-5).
Продолжение - источник http://www.holytrinitymission.org/books/russian/belarus_athanasy_martos.htm
Беларусь в исторической,
государственной и церковной жизни.
Архиепископ Афанасий Мартос, инок Почаевской лавры
магистр православного богословия Варшавского университета,
бывший епископ Витебский и Полоцкий.
“Сей труд посвящаю любимой родине,
быть может навсегда потерянной для меня,
как равно потерян и я для нее.”
Афанасий Мартос.
Издание третье, исправленное и дополненное, 2003 год.
Интернет-версия под общей редакцией
Его Преосвященства Александра (Милеанта),
Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
Оглавление.
Часть первая. Гражданская.
1. Название “Беларусь.”
Общие сведения об этой стране. Происхождение названия “Беларусь.” Слово “Русь.” Беларусь — название старинное. Белорусский язык.
2. Беларусь и Литва.
Древнее население Беларуси. Происхождение названия “Литва.” Беларусь названа Литвой.
3. Беларусь и Великое Княжество Литовское.
Покорение Беларуси. Расширение границ Великого Княжества Литовского. Государственная власть в Великом Княжестве Литовском.
4. Великое Княжество Литовское и Польша.
Династическая уния. Попытки разрыва династической унии. Политика поляков в отношении Великого Княжества Литовского. Люблинская уния. Причины успеха Люблинской унии.
5. Беларусь под властью Польши.
Административное деление. Законодательство. Полонизация края.
6. Беларусь и Россия.
Раздел Польши. Национальный облик Беларуси. Российское правление в Беларуси. Возрождение белорусского самосознания. Попытка создания Белорусской республики. Польско-большевистский раздел Беларуси. Примечания к 1-ой части.
Часть вторая. Церковная.
1. Христианство в Беларуси
Крещение Руси. Устроение Церкви на Руси. Учреждение Киевской митрополии. Первые епископы в Беларуси. Духовно-религиозное состояние народа и святые в Беларуси. Храмы и монастыри.
2. Литовско-Наваградская митрополия
Разорение Киева и переселение митрополитов. 2. Учреждение Галичской митрополии. Учреждение Литовской митрополии. Образование Галичско-Литовской митрополии. Попытка Феодорита возглавить Киевскую митрополию. Восстановление Литовской митрополии. Судьба Литовской митрополии. Путешествие митрополита в Москву. Ходатайство о возведении в сан литовского митрополита Феодосия. Избрание литовского митрополита без согласия патриарха. Митрополит Герасим. Кафедра литовских митрополитов.
3. Литовская митрополия.
Митрополит Исидор — насадитель унии. Литовская митрополия под властью митрополита Ионы. Униатский митрополит Григорий Болгарин. Разделение Русской Церкви на две митрополии. Литовско-наваградские (киевские) митрополиты.
4. Каноническое положение Киевской и Литовской митрополии.
Органы церковной власти. Власть митрополитов и епископов на Руси. Каноническая зависимость от Константинополя. Основы существования Литовской митрополии. Взаимоотношение властей церковных и государственных. Положение Православной Церкви под властью польских королей. Раздача королем епископских кафедр — противоканоническое действие. Церковные соборы. Недвижимое имущество Церкви.
5. Католичество и католическая уния в Беларуси.
Распространение католичества. Наступление римо-католиков на православных. Приготовление к церковкой унии. Поездка в Рим для оформления унии. Созыв униатского собора в Бресте. Религозно-нравственное состояние православной иерархии перед унией.
6. Беларусь под властью униатов.
Противодействие православных церковной унии. Насильственные меры введения Брестской унии. Братства и их деятельность. Восстановление иерархии. Переход полоцкого епископа в унию. Новое положение о Православной Церкви и избрание митрополита Петра Могилы. Могилевско-белорусские епископы. 8. Минская епархия. Мероприятия России в защиту православных в Беларуси. Каноническое положение Белорусской епархии и Киевской митрополии.
7. Католическая униатская церковь в Беларуси.
Создание этой Церкви. Униатские епархии и епископы. Базилиане и униатские монастыри. Ополяченность униатского духовенства. Уничтожение Брестской унии.
8. Протестантизм и социанство в Беларуси.
Протестантизм. Кальвинизм. Антитринитаризм.
9. Церковная жизнь Беларуси под властью России.
Церковное правление. Состояние белорусских православных епархий.
10. Римско-католическая церковь в Беларуси под властью России.
Общее положение. Административное положение. Литература.
Часть 3.
1. Беларусь между двух мировых войн.
Беларусь под властью Советов. Белорусская митрополия. Западная Беларусь в границах Польской республики.
2. Белорусская православная церковь.
Советская оккупация Западной Беларуси. Германско-советская война. Начало организации Церкви в Восточной Беларуси. Хиротония новых епископов. Заточение митрополита Пантелеймона в монастырь. Белорусские деятели и архиепископ Филофей. Общий церковный собор. Возвращение митрополита и посвящение новых епископов. Епископский собор.
3. Положение Беларуси под немецкой оккупацией.
Бедствия населения. Вмешательство светского белорусского актива в церковные дела. Положение католиков и Католической Церкви.
Предисловию к третьему изданию 2003 года.
Третье издание, Интернет-версия, осуществленное Свято-Троицкой Миссией преследовало цель исправить досадные ошибки, вкравшиеся во второе издание, а также дополнить книгу вновь обретенными сведениями.
В нынешнем издании польский текст Адама Мицкевича снабжен литературным русским переводом.
Так как во втором издании неправильно был указан год издания Скориновской Библии, дата указа о веротерпимости Николая II и целый ряд географических названий был написал неправильно – например, Плогойск вместо Логойск – проверены и уточнены все исторические даты и географические названия. Так же были уточнены местоположение Барколабовского монастыря (находящегося в 10 километрах севернее Быхова, а не в 3 от Жлобина), название Чонско-Макарьева Успенского (во втором издании Чонмко-Марьев) — монастыря в окрестностях Гомеля, Покровского Оршанского мужского монастыря; нынешнее местонахождение Чудотворной Барколабовской Иконы Божией Матери.
Сведения по этим монастырям и чудотворной Барколабовской Иконе Божией Матери взяты нами из книги Булгакова “Настольная книга церковно-священно-служителя.” Добавлены сведения о судьбе Креста святой Ефросиньи Полоцкой и мощей святого отрока Гавриила Белостоцкого, к моменту написания книги владыкой Афанасием не имевших достоверных источников. Текст дополнен фотографией и описанием истории Креста святой Ефросиньи Полоцкой и репродукцией чудотворной Барколабовской Иконы Божией Матери. Также внесен целый ряд историко-биографических ссылок, облегчающих восприятие текста.
Предисловие ко второму изданию 2000 г.
Впервые эта книга увидела свет в 1966 году в Буэнос-Айресе в Аргентине, ее “составил и издал архиепископ Афанасий Мартос, инок Почаевской Лавры, Магистр Православного богословия Варшавского университета, бывший епископ Витебский и Полоцкий.” В Беларуси в 1990 году было выпущено репринтное издание. В 2000 году в Издательстве Беларусского Экзархата вышло исправленное издание.
Предисловие Архиепископа Афанасия Мартоса.
Проф. Коялович начал цикл своих лекций в Варшавском университете о Беларуси следующими словами: “Я буду говорить о такой стране, в которой я родился, вырос и из которой вынес задатки настоящей моей деятельности. Всё, что я знаю и думаю об этой стране, я могу назвать моим, родным, как потому что всё это касается моей родины, так и потому, что не могло быть усвоено ни случайно, ни легко. Следовательно, я не могу относиться равнодушно к моему предмету” (Лекции по истории Запад. Руси, Москва, 1864, стр. 4-5).
Продолжение - источник http://www.holytrinitymission.org/books/russian/belarus_athanasy_martos.htm
Польская православная автокефальная церковь
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Польская Православная Церковь
Polski Kościół Prawosławny
Warsaw metropolitan orthodox church st Maria Magdalena.jpg
Кафедральный собор святой Марии Магдалины в Варшаве
Основная информация
Автокефалия 1924 (от Константинопольской православной церкви)
Сайт Польская Православная Церковь
По́льская правосла́вная це́рковь (польск. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny) — автокефальная поместная православная Церковь в Польше, имеющая 12-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 13-е место в диптихе Московского Патриархата; в современной форме была учреждена в 1948 году.
Содержание
1 История
2 Современное устройство и состояние
3 Предстоятели
4 Примечания
5 Ссылки
История
Основная статья: Православие в Польше
Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I.
После разделения Церквей православные доминировали в восточных областях (в Галицко-Волынском княжестве), где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм.
В 1385 году литовский великий князь Ягайло объявил себя католиком (что было условием его брака на польской королеве Ядвиге), а в 1387 году — своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество.[3]
В октябре 1596 года бо́льшая часть православных епископов во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой приняли на Брестском униатском Соборе юрисдикцию папы римского (См. Брестская уния).
С 1918 года, после обретения Польшей независимости, среди значительной части православного духовенства Польши, находившегося в юрисдикции Российской Церкви, стали преобладать автокефалистские настроения. Назначенный 17 сентября 1918 года митрополитом Варшавским и Привислинским Серафим (Чичагов) не смог выехать из Советской России в Варшаву. Священный Синод Российской Церкви в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру пребывавшего в эмиграции бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита; Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.
После убийства митрополита Георгия 8 февраля 1923 года и избрания 27 февраля собором епископов Польши на кафедру Варшавской митрополии Дионисия (Валединского), Константинопольский Патриарх Григорий VII, без согласования с Московским Патриархатом (Патриарх Московский Тихон находился тогда под арестом), ссылаясь на неканоничность передачи в 1686 году части Киевской митрополии под юрисдикцию Московскому патриархату, своим томосом утвердил его избрание 13 марта, признав за митрополитом Дионисием титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевской Успенской лавры[4].
16 августа 1924 года Митрополит Варшавский Дионисий созвал в Почаеве заседание Синода для принятия экстренных мер в связи с нестроениями в Церкви, вызванными календарной реформой. Епископы выступали за то, чтобы придерживаться впредь гибкой линии: там, где народ отказывался принимать новый стиль, благословлять совершение богослужения по юлианскому календарю. С тех пор новый календарь остался в употреблении в Варшавском митрополичьем соборе и в православных церквах воеводств с преимущественно польским населением. На Волыни и в Белоруссии в православных церквах вернулись к юлианскому стилю. Решение Синода было, очевидно, согласовано с польскими властями. Министерство религиозных исповеданий направило тогда же волынскому воеводе распоряжение не допускать административного воздействия на приходы, где совершаются православные богослужения по старому календарю.
13 ноября 1924 года в Константинополе дарован Патриарший и Синодальный Томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В сентябре 1925 года представители Церквей Константинопольской и Румынской прибыли в Варшаву, где 17 сентября в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса. Автокефалия была признана прочими поместными Церквами, кроме Московского Патриархата, который разорвал общение с митрополитом Дионисием и епископатом Польши.
Первым предстоятелем автокефальной Польской Церкви был митрополит Дионисий (Валединский) (1923—1948). После установления в Польше коммунистического режима митрополит был вынужден примириться с Московским Патриархатом на условиях отказа от сана предстоятеля. До своей кончины в 1961 году проживал на покое, вёл дружескую переписку с Патриархом Алексием І.
Поскольку в 1924 году в состав Польши входили Западная Украина и Белорусия, то 80 % верующих Польской Православной Церкви составляли украинцы и белорусы и русины. Также паству Церкви составили русские, проживавшие в Польше с времен Российской Империи и русские беженцы из советской России. Поляки составляли не более 10 % от состава верующих. Польская Православная Церковь до 1939 года включала 5 епархий: Варшавскую, Виленскую, Волынскую (центр — гор. Кременец), Гродненскую и Полесскую (центр — гор. Пинск).
В течение двух летних месяцев 1938 года, в рамках политики полонизации, которая проводилась в Польше в 1938—1939 годах, было разрушено 127 православных храмов, треть всех церквей существовавших на юго-востоке Польши[5].
После присоединения к СССР западных областей Украины и Белоруссии в 1939 году, власти СССР содействовали переподчинению церковных структур этих областей Московскому Патриархату.
В сентябре 1940 года управление Церковью в Генерал-губернаторстве было возвращено митрополиту Дионисию. Церковь в Генерал-губернаторстве была разделена на три епархии — Варшавскую, Холмско-Подляшскую и Краковско-Лемковскую. На Варшавской кафедре был оставлен митрополит Дионисий. Епископом Холмским стал известный украинский националист Иван Огиенко, принявший монашество с именем Иларион и 2 ноября 1940 года рукоположенный во епископа Холмского. 9 февраля 1941 года состоялась хиротония архимандрита Палладия (Выдыбиды-Руденко) во епископа Краковского и Подляшского. Поскольку оба новых архиерея в Генерал-губернаторстве были идейными украинцами, начался процесс украинизации церковной жизни. Немецкая администрация рассматривала украинизацию как стратегически важную задачу. Готовилась война с Советским Союзом, поэтому поддержка украинского национального движения должна была привлечь украинцев на сторону Третьего рейха[6].
В годы Великой Отечественной войны предпринималась попытка создания иерархами Польской Церкви Украинской автокефальной православной церкви. Была провозглашена автокефалия Украинской Церкви, митрополит Дионисий был интронизован Патриархом, однако, из-за наступления советских войск закрепить автокефалию и получить признание не получилось. Иерархи УАПЦ продолжили свою деятельность заграницей.
Под давлением установившегося в Польше коммунистического просоветского режима митрополит Дионисий 22 августа 1948 года обратился с покаянным письмом к Патриарху Московскому Алексию с просьбой о том, чтобы его приняли в каноническое общение с Русской Церковью. Священный Синод Московского Патриархата удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и принял его в сане митрополита в молитвенное общение, при этом лишив его титула Блаженнейший и не признав его главой Польской Церкви. Двумя месяцами ранее в Москву прибыла польская церковная делегация во главе с епископом Белостокским и Бельским Тимофеем Шрёттером, и 22 июня 1948 года на заседании Священного Синода ей было вручено постановление Синода, «согласно которому Русская Церковь благословляет Польскую Церковь на самостоятельное существование»[7]. (Сбор подписей епископов Русской Церкви под Грамотой о даровании прав автокефалии Православной Церкви в Польше продолжался до 22 ноября 1948 года, после чего она была послана архиепископу Тимофею как «председателю Временной Правящей Коллегии Православной Церкви в Польше»[8]). Отныне её предстоятель получил титул Митрополит Варшавский и всея Польши. С 1949 по 1952 года Польская Церковь имела три, а с 1952 года — четыре епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую и Вроцлавско-Щецинскую. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 году — Люблинско-Холмская.
В 1990 году к Польской Православной церкви присоединилась на правах автономии Православная церковь Португалии, однако в 2001 году большинство её иерархов и рядовых священнослужителей, за исключением двух бразильских епископов и некоторых европейских приходов, вновь ушли в раскол[9].
После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр «Элеос» для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.
18 марта 2014 года «Архиерейский Собор постановил: Отменить соборное решение от 12 апреля 1924 года о введении нового (григорианского) стиля и постановил вернуться к старому (юлианскому) стилю, начиная с 15 июня 2014 года (Неделя Всех святых). Там, где есть подлинная нужда, может использоваться новый стиль»[10].
Современное устройство и состояние
По данным Центрального статистического управления, насчитывает 506 800 верующих (около 1 % всего населения). Количество приходов Польской Церкви на 2012 год — 237 (226 — в Польше, 11 — за границей), численность клира — около 420 чел[11]. Тем самым она является второй по величине церковью в Польше.
Православные в основном проживают на территории бывшего Белостокского воеводства, особенно в районе городов Белосток, Гайновка, Бельск-Подляшский и Семятыче[12].
Предстоятель — Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) (с 12 мая 1998 года).
Состоит из шести епархий:
Варшавская и Бельская епархия, возглавляемая митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой (Грыцуняк). Епархия разделена на 6 благочиннических округов. Действуют 67 приходов и три монастыря, одна семинария.
Семятыченское викариатство — епископ Георгий (Паньковский), возглавляющий Православный ординариат Войска Польского (военный ординариат в ранге епархии)
Белостокская и Гданьская епархия, во главе с епископом Иаковом (Костючуком) (с 1998 г.). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 56 приходов и три монастыря (в том числе Супрасльский Благовещенский монастырь).Существует молодежное братство.
Супрасльское викариатство — епископ Григорий (Харкевич)
Лодзинская и Познаньская епархия, правящий архиерей епископ Симон (Романчук) (с 1981 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Ныне действуют лишь 12 приходов.
Перемышльская и Новосондетская епархия, правящий архиерей епископ Адам (Дубец) (с 1983 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Действуют 16 приходов и монастырь святых Кирилла и Мефодия в Уйковицах.
Горлицкое викариатство — епископ Паисий (Мартынюк)
Вроцлавская и Щецинская епархия, возглавляемая епископом Иеремия (Анхимюк). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 43 прихода.
Люблинская и Холмская епархия, правящий архиерей епископ Авель (Поплавский) (с 1989 года). Епархия разделена на 4 благочиннических округа. Действуют 31 приход и два монастыря.
Архиепархия Рио-де-Жанейро и Олинда — Архиепископ Хризостом (Муниз Фрейре) (с 1991 года)
Ресифийское викариатство — епископ Ресифи Амвросий (де Альмейда Кубас) (с 1998 года)
В Варшаве действует трехгодичная православная семинария. Высшее православное образование в Польше можно получить в Христианской Теологической Академии на факультете православной теологии и на аналогичном факультете в Белостокском университете. В Белостоке существует православный культурный центр, существует православное молодежное объединение.
Предстоятели
Георгий (Ярошевский) (12 февраля 1922 — 8 февраля 1923)
Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 — 6/17 апреля 1948)
Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) — 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 — на лечении в СССР
Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 — 20 мая 1962)
Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 — 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
Стефан (Рудык) (26 мая 1965 — 26 марта 1969)
Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 — 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) — 11 февраля 1998)
Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998)) по н/вр.
Примечания
↑ Zmiana kalendarza liturgicznego. (польск.)
↑ www.Cerkiew.pl: «Православие в Польше»
↑ Чистовая И. Очерк истории Западно-Русской Церкви. СПб., 1882., Ч. 1, стр. 50.
↑ Дионисий (Валединский)
↑ Польская Православная Церковь отметит 70-ю годовщину массового разрушения храмов на юго-востоке страны. 21 июля 2008 г.
↑ Вторая мировая и судьбы польского православия " Релігія в Україні. Вера и религия. Философия и религия в Украине
↑ Представители Польской православной церкви о своём посещении Москвы // Журнал Московской патриархии. 1948, № 7. С. 16—18
↑ Польская Православная Церковь // Журнал Московской патриархии. 1949, № 3. С. 8
↑ История «Католической Православной Церкви Португалии» с 2001 г. Повторное уклонение в раскол
↑ ustav: Польская Православная Церковь переходит на старый стиль
↑ Польская Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru
↑ http://russian.cerkiew.pl/index.php?id=513&tx_ttnews[tt_news]=8&tx_ttnews[backPid]=433&cHash=bb10364233
Ссылки
Официальный сайт
Православный портал на польском
Польская Православная Церковь. Глава из книги Скурат К. Е. История Православных Поместных Церквей.
А. К. Свитич. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ И ЕЕ АВТОКЕФАЛИЯ
Польская Православная церковь на сайте Иерархия Церквей
«Православный Приход в Италии — Сардиния»
Польская Православная Церковь
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Польская Православная Церковь
Polski Kościół Prawosławny
Warsaw metropolitan orthodox church st Maria Magdalena.jpg
Кафедральный собор святой Марии Магдалины в Варшаве
Основная информация
Автокефалия 1924 (от Константинопольской православной церкви)
Сайт Польская Православная Церковь
По́льская правосла́вная це́рковь (польск. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny) — автокефальная поместная православная Церковь в Польше, имеющая 12-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 13-е место в диптихе Московского Патриархата; в современной форме была учреждена в 1948 году.
Содержание
1 История
2 Современное устройство и состояние
3 Предстоятели
4 Примечания
5 Ссылки
История
Основная статья: Православие в Польше
Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I.
После разделения Церквей православные доминировали в восточных областях (в Галицко-Волынском княжестве), где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм.
В 1385 году литовский великий князь Ягайло объявил себя католиком (что было условием его брака на польской королеве Ядвиге), а в 1387 году — своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество.[3]
В октябре 1596 года бо́льшая часть православных епископов во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой приняли на Брестском униатском Соборе юрисдикцию папы римского (См. Брестская уния).
С 1918 года, после обретения Польшей независимости, среди значительной части православного духовенства Польши, находившегося в юрисдикции Российской Церкви, стали преобладать автокефалистские настроения. Назначенный 17 сентября 1918 года митрополитом Варшавским и Привислинским Серафим (Чичагов) не смог выехать из Советской России в Варшаву. Священный Синод Российской Церкви в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру пребывавшего в эмиграции бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита; Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.
После убийства митрополита Георгия 8 февраля 1923 года и избрания 27 февраля собором епископов Польши на кафедру Варшавской митрополии Дионисия (Валединского), Константинопольский Патриарх Григорий VII, без согласования с Московским Патриархатом (Патриарх Московский Тихон находился тогда под арестом), ссылаясь на неканоничность передачи в 1686 году части Киевской митрополии под юрисдикцию Московскому патриархату, своим томосом утвердил его избрание 13 марта, признав за митрополитом Дионисием титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевской Успенской лавры[4].
16 августа 1924 года Митрополит Варшавский Дионисий созвал в Почаеве заседание Синода для принятия экстренных мер в связи с нестроениями в Церкви, вызванными календарной реформой. Епископы выступали за то, чтобы придерживаться впредь гибкой линии: там, где народ отказывался принимать новый стиль, благословлять совершение богослужения по юлианскому календарю. С тех пор новый календарь остался в употреблении в Варшавском митрополичьем соборе и в православных церквах воеводств с преимущественно польским населением. На Волыни и в Белоруссии в православных церквах вернулись к юлианскому стилю. Решение Синода было, очевидно, согласовано с польскими властями. Министерство религиозных исповеданий направило тогда же волынскому воеводе распоряжение не допускать административного воздействия на приходы, где совершаются православные богослужения по старому календарю.
13 ноября 1924 года в Константинополе дарован Патриарший и Синодальный Томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В сентябре 1925 года представители Церквей Константинопольской и Румынской прибыли в Варшаву, где 17 сентября в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса. Автокефалия была признана прочими поместными Церквами, кроме Московского Патриархата, который разорвал общение с митрополитом Дионисием и епископатом Польши.
Первым предстоятелем автокефальной Польской Церкви был митрополит Дионисий (Валединский) (1923—1948). После установления в Польше коммунистического режима митрополит был вынужден примириться с Московским Патриархатом на условиях отказа от сана предстоятеля. До своей кончины в 1961 году проживал на покое, вёл дружескую переписку с Патриархом Алексием І.
Поскольку в 1924 году в состав Польши входили Западная Украина и Белорусия, то 80 % верующих Польской Православной Церкви составляли украинцы и белорусы и русины. Также паству Церкви составили русские, проживавшие в Польше с времен Российской Империи и русские беженцы из советской России. Поляки составляли не более 10 % от состава верующих. Польская Православная Церковь до 1939 года включала 5 епархий: Варшавскую, Виленскую, Волынскую (центр — гор. Кременец), Гродненскую и Полесскую (центр — гор. Пинск).
В течение двух летних месяцев 1938 года, в рамках политики полонизации, которая проводилась в Польше в 1938—1939 годах, было разрушено 127 православных храмов, треть всех церквей существовавших на юго-востоке Польши[5].
После присоединения к СССР западных областей Украины и Белоруссии в 1939 году, власти СССР содействовали переподчинению церковных структур этих областей Московскому Патриархату.
В сентябре 1940 года управление Церковью в Генерал-губернаторстве было возвращено митрополиту Дионисию. Церковь в Генерал-губернаторстве была разделена на три епархии — Варшавскую, Холмско-Подляшскую и Краковско-Лемковскую. На Варшавской кафедре был оставлен митрополит Дионисий. Епископом Холмским стал известный украинский националист Иван Огиенко, принявший монашество с именем Иларион и 2 ноября 1940 года рукоположенный во епископа Холмского. 9 февраля 1941 года состоялась хиротония архимандрита Палладия (Выдыбиды-Руденко) во епископа Краковского и Подляшского. Поскольку оба новых архиерея в Генерал-губернаторстве были идейными украинцами, начался процесс украинизации церковной жизни. Немецкая администрация рассматривала украинизацию как стратегически важную задачу. Готовилась война с Советским Союзом, поэтому поддержка украинского национального движения должна была привлечь украинцев на сторону Третьего рейха[6].
В годы Великой Отечественной войны предпринималась попытка создания иерархами Польской Церкви Украинской автокефальной православной церкви. Была провозглашена автокефалия Украинской Церкви, митрополит Дионисий был интронизован Патриархом, однако, из-за наступления советских войск закрепить автокефалию и получить признание не получилось. Иерархи УАПЦ продолжили свою деятельность заграницей.
Под давлением установившегося в Польше коммунистического просоветского режима митрополит Дионисий 22 августа 1948 года обратился с покаянным письмом к Патриарху Московскому Алексию с просьбой о том, чтобы его приняли в каноническое общение с Русской Церковью. Священный Синод Московского Патриархата удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и принял его в сане митрополита в молитвенное общение, при этом лишив его титула Блаженнейший и не признав его главой Польской Церкви. Двумя месяцами ранее в Москву прибыла польская церковная делегация во главе с епископом Белостокским и Бельским Тимофеем Шрёттером, и 22 июня 1948 года на заседании Священного Синода ей было вручено постановление Синода, «согласно которому Русская Церковь благословляет Польскую Церковь на самостоятельное существование»[7]. (Сбор подписей епископов Русской Церкви под Грамотой о даровании прав автокефалии Православной Церкви в Польше продолжался до 22 ноября 1948 года, после чего она была послана архиепископу Тимофею как «председателю Временной Правящей Коллегии Православной Церкви в Польше»[8]). Отныне её предстоятель получил титул Митрополит Варшавский и всея Польши. С 1949 по 1952 года Польская Церковь имела три, а с 1952 года — четыре епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую и Вроцлавско-Щецинскую. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 году — Люблинско-Холмская.
В 1990 году к Польской Православной церкви присоединилась на правах автономии Православная церковь Португалии, однако в 2001 году большинство её иерархов и рядовых священнослужителей, за исключением двух бразильских епископов и некоторых европейских приходов, вновь ушли в раскол[9].
После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр «Элеос» для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.
18 марта 2014 года «Архиерейский Собор постановил: Отменить соборное решение от 12 апреля 1924 года о введении нового (григорианского) стиля и постановил вернуться к старому (юлианскому) стилю, начиная с 15 июня 2014 года (Неделя Всех святых). Там, где есть подлинная нужда, может использоваться новый стиль»[10].
Современное устройство и состояние
По данным Центрального статистического управления, насчитывает 506 800 верующих (около 1 % всего населения). Количество приходов Польской Церкви на 2012 год — 237 (226 — в Польше, 11 — за границей), численность клира — около 420 чел[11]. Тем самым она является второй по величине церковью в Польше.
Православные в основном проживают на территории бывшего Белостокского воеводства, особенно в районе городов Белосток, Гайновка, Бельск-Подляшский и Семятыче[12].
Предстоятель — Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) (с 12 мая 1998 года).
Состоит из шести епархий:
Варшавская и Бельская епархия, возглавляемая митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой (Грыцуняк). Епархия разделена на 6 благочиннических округов. Действуют 67 приходов и три монастыря, одна семинария.
Семятыченское викариатство — епископ Георгий (Паньковский), возглавляющий Православный ординариат Войска Польского (военный ординариат в ранге епархии)
Белостокская и Гданьская епархия, во главе с епископом Иаковом (Костючуком) (с 1998 г.). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 56 приходов и три монастыря (в том числе Супрасльский Благовещенский монастырь).Существует молодежное братство.
Супрасльское викариатство — епископ Григорий (Харкевич)
Лодзинская и Познаньская епархия, правящий архиерей епископ Симон (Романчук) (с 1981 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Ныне действуют лишь 12 приходов.
Перемышльская и Новосондетская епархия, правящий архиерей епископ Адам (Дубец) (с 1983 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Действуют 16 приходов и монастырь святых Кирилла и Мефодия в Уйковицах.
Горлицкое викариатство — епископ Паисий (Мартынюк)
Вроцлавская и Щецинская епархия, возглавляемая епископом Иеремия (Анхимюк). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 43 прихода.
Люблинская и Холмская епархия, правящий архиерей епископ Авель (Поплавский) (с 1989 года). Епархия разделена на 4 благочиннических округа. Действуют 31 приход и два монастыря.
Архиепархия Рио-де-Жанейро и Олинда — Архиепископ Хризостом (Муниз Фрейре) (с 1991 года)
Ресифийское викариатство — епископ Ресифи Амвросий (де Альмейда Кубас) (с 1998 года)
В Варшаве действует трехгодичная православная семинария. Высшее православное образование в Польше можно получить в Христианской Теологической Академии на факультете православной теологии и на аналогичном факультете в Белостокском университете. В Белостоке существует православный культурный центр, существует православное молодежное объединение.
Предстоятели
Георгий (Ярошевский) (12 февраля 1922 — 8 февраля 1923)
Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 — 6/17 апреля 1948)
Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) — 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 — на лечении в СССР
Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 — 20 мая 1962)
Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 — 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
Стефан (Рудык) (26 мая 1965 — 26 марта 1969)
Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 — 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) — 11 февраля 1998)
Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998)) по н/вр.
Примечания
↑ Zmiana kalendarza liturgicznego. (польск.)
↑ www.Cerkiew.pl: «Православие в Польше»
↑ Чистовая И. Очерк истории Западно-Русской Церкви. СПб., 1882., Ч. 1, стр. 50.
↑ Дионисий (Валединский)
↑ Польская Православная Церковь отметит 70-ю годовщину массового разрушения храмов на юго-востоке страны. 21 июля 2008 г.
↑ Вторая мировая и судьбы польского православия " Релігія в Україні. Вера и религия. Философия и религия в Украине
↑ Представители Польской православной церкви о своём посещении Москвы // Журнал Московской патриархии. 1948, № 7. С. 16—18
↑ Польская Православная Церковь // Журнал Московской патриархии. 1949, № 3. С. 8
↑ История «Католической Православной Церкви Португалии» с 2001 г. Повторное уклонение в раскол
↑ ustav: Польская Православная Церковь переходит на старый стиль
↑ Польская Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru
↑ http://russian.cerkiew.pl/index.php?id=513&tx_ttnews[tt_news]=8&tx_ttnews[backPid]=433&cHash=bb10364233
Ссылки
Официальный сайт
Православный портал на польском
Польская Православная Церковь. Глава из книги Скурат К. Е. История Православных Поместных Церквей.
А. К. Свитич. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ И ЕЕ АВТОКЕФАЛИЯ
Польская Православная церковь на сайте Иерархия Церквей
«Православный Приход в Италии — Сардиния»
Польская Православная Церковь
|
|