Старец Стефан Карульский
- Афонский подвижник схиархимандрит Стефан Карульский недавно почил о Господе.:
- Афонский подвижник схиархимандрит Стефан Карульский недавно почил о Господе. Вся жизнь афонского старца была тесно связана с братским русским народом. О. Стефан (Милкович) родился в 1922 году. Учился в сельскохозяйственном техникуме. Знания, полученные там, пригодились ему впоследствии, когда он стал афонским монахом. Ещё до Второй мировой войны о.Стефан поступил послушником в монастырь Туман в Сербии, где в то время подвизалось русское братство. Во время войны находился в монастыре Студеница. По словам о.Стефана однажды коммунисты хотели его расстрелять, но ему удалось спастись бегством. Это находит подтверждение в воспоминаниях о монастыре тех лет архимандрита Иоанна (Радосавлевича). В это время о.Стефан был рукоположен владыкой Николаем (Велимировичем) в диакона. На Афон, по собственным словам о.Стефана, он пришёл из Сербии пешком, в самом начале пятидесятых годов. Сначала поступил в сербский монастырь Хиландарь, где пробыл совсем недолго. Жил с русскими монахами в Карее, затем один в Старом Руссике, а потом поселился на Каруле, месте самых суровых подвигов афонского монашества. Здесь о.Стефан провёл почти 40 лет. О.Стефан принадлежал РПЦз, как и некоторые другие карульские подвижники, но принимал всех, кто обращался к нему за советом и помощью. На Каруле о.Стефан вёл строгую подвижническую жизнь и был известен во всей Греции. Сотни людей приходили к нему или обращались письменно за наставлением или испрашивая молитв. Во время своего пребывания на Каруле о.Стефан служил ежедневно Божественную Литургию. Причём часто ему приходилось служить в одиночестве, так как все эти годы он практически не имел послушников. О.Стефан был великим молитвенником, и люди , зная это, почитали его и любили.. Сотни имён поминал он каждую ночь, совершая проскомидию, причём часто без помянника , наизусть. Имел множество духовных чад в Греции, Сербии, Франции (русских). Написал четыре брошюры, содержащие духовные наставления общедоступного характера, которые были напечатаны его греческими друзьями. Но, больше, чем этими брошюрами, он вошёл в историю Афона своей яркой личностью, которая во всём имела особенный колорит: и в фигуре, и в живом общении с сотнями гостей, и в подвигах, и в юродстве. О.Стефан иногда юродствовал, иногда был серьёзен и делился своим опытом афонской жизни с теми, кто мог его воспринять. Со временем юродство захватило всю его личность, и усугубилось старческими немощами и болезнями, что соблазняло многих плохо знакомых с монашеской жизнью и неспособных оценить подвиги, совершаемые подвижниками на суровой и даже именуемой некоторыми страшной, Каруле. Около трёх лет назад пожар уничтожил келью о. Стефана, и две зимы старцу пришлось прожить в пещере. Оттуда его и увезли в Сербию, в монастырь Сланцы под Белградом, который является метохом (подворьем) Хиландаря. Там о.Стефан и встретил свою кончину на праздник Введения Пресвятой Богородицы в 2001 году.
Мы у сербского отшельника схиархимандрита Стефана. На Афоне он полвека. На Каруле, в одиночестве своей кельи, – сорок лет.
О старце говорят разное. Одни, что впал в прелесть, слишком много говорит, постоянно в беспокойном движении. Другие называют его юродивым. А какой покой от юродивых? Впрочем, не нам судить.
Встретил он нас действительно необычно: в мирской одежде сбежал по тропинке навстречу. Что - то напевает, посвистывает. Издали кажется стройным юношей. Вот только борода и длинные волосы, превратившиеся в настоящий войлок.
Мы познакомились. "Георгий? – переспрашивает старец. – Это хорошо, святые мученики по молитве приходят на помощь раньше всех".
Он приглашает нас к себе. С пристани, если задрать голову, его келья видна, но самим ее найти было бы невозможно. Наш хозяин раздвигает густые кусты. За ними – едва заметная каменистая тропинка. Крутая! Местами надо подтягиваться, держась за веревку. Наконец мы в его владениях.
Основой кельи является пещера, в которой два небольших озерца. У входа в пещеру старец десятилетиями и строил свои лабиринты. Здесь храм, небольшая гостиница для паломников, многочисленные хозяйственные постройки. Отшельник говорит быстро, на смеси русского и сербского, но понятно практически все.
"Землю на огород носил издали. Пять тысяч раз ходить пришлось! А камни – снизу поднимал, от пристани. По ночам таскал. Прохладно, луна светит, хорошо! Я сильный был. Не лечился никогда".
Старец стоит рядом с крестом, на котором написано: "1922. Схиархимандрит Стефан". Могилу себе уже подготовил.
Хозяин на минуту оставляет нас и возвращается в облачении. В его одеянии – одна необычная деталь. На вязаной шапочке – значок четников, сербских партизан - монархистов времен второй мировой. Отец Стефан командовал таким отрядом.
"Меня и расстреливали, – рассказывает он о своей жизни. – Поставили к стенке, и с нескольких метров двое из автомата. Никак попасть не могут. Я бросился бежать. Пули вокруг тела свистят, одежду прожигают. Так и ушел. Без единой царапины".
Мы оказываемся в комнатке с видом на море. Она вся в иконах. Много и фотографий. Их оставляют, присылают этому необычному монаху паломники, благодарные за духовную помощь. На одном снимке – сам отец Стефан. Что - то пишет, а рядом – голуби.
"Птички любят, когда я пишу", – говорит келиот.
Тут же – множество книг. Карульский старец известен своими богословскими трудами. Он пишет их на греческом, английском, немецком языках.
"Сейчас готовлю книгу о Конце Света, – говорит отец Стефан. – Люди боятся двух зол – болезни и войны. А их надо использовать во благо. Недавно, после урагана, когда я таскал поваленные деревья, заболело вдруг сердце. Голова горячая. Я говорю: "Слава тебе, Господи!" И все прошло. И за болезнь, и за смерть – за все благодарить надо.
А война? Вот Америка всегда завидовала громадности России. В начале века американские масоны дали денег Японии для войны с Россией. Во время сражений многие видели, как ангелы забирали души погибших христиан на небо. Во время Второй мировой войны, когда воевали безбожники, подобного не было. Исповедуйся, причащайся и ничего не бойся. Исповедь – это ключ от Царствия Небесного.
Запомнили вы или нет, я вам сказал все. Будет война или нет – знаете, – что делать.
А Америка, кстати, скоро рухнет. Пропадет страшно, начисто. Американцы будут бежать, стараться спастись в России и Сербии. Так будет".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vorobevsky/afon/2.html