Апостольское преемство у ПРОТЕСТАНТОВ
Апологетический стандарт:
Хиротония может совершаться как в классической форме рукоположения, так и в особой форме, имеющей отличие от общепринятой формы рукоположения.
Важным фактором выборности епископа (пресвитера) является участие в хиротонии общего собрания членов церкви и молитвенное благословение нового служителя.
Объяснение стандарта:
В древней Христианской Церкви Таинство поставления во епископа совершалось всегда только одним епископом, как следует из чинопоследования архиерейской хиротонии "Апостольского Предания" святаго Ипполита Римскаго (11) и "Апостольских Посланий" Святаго Климента Римскаго (VIII. 4,5), остальные же епископы и члены клира стоят возле престола во свидетельство действительности поставления. (См.: Аөанасьев Н.Н., протопресвитер. Экклезиология вступления в клир. Киев. 1997, с. 38-42).
Апостолы Христовы в условиях созидания Церкви Божией чаще совершали единоличныя хиротонии епископов, нежели соборныя. Например, Святый Апостол Пётр в Сицилии единолично поставил епископом Катанским своего ученика святаго Кирилла из Антиохии. Им же ещё были единолично рукоположены во епископов Святые Равноапостольные мужи: Аполлинарий Равеннский, Закхей Кесарийский и Маркиан Сиракузский. Также и Святому Апостолу Павлу в условиях гонений пришлось в одиночку произвести архиерейские хиротонии Святых Равноапостольных Артемона Селевкийскаго и Дионисия Авинскаго.Также и Святый Апостол Андрей Первозванный один рукоположил во епископы Святых Равноапостольных Амплия Диоспольскаго, Стaxия Византийскаго и Филолога Синопскаго.
А над Святым Равноапостольным Никандром Мирским была совершена единоличная архиерейская хиротония Святым Апостолом Титом. Святитель Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский, был рукоположен одним епископом, и эта хиротония всегд признавалась в Церкви действительной. Также и Афанасий Великий, архиепископ Александрийский был рукоположен только одним епископом, и его хиротония признавалась легитимной. Существует множество и других подобных примеров единоличных хиротоний.
Таким образом, в истории Страннической Церкви (земной) существует множество примеров, когда осуществлялось отхождение от общепринятых Апостольских Правил. Так, например, были случаи, когда пресвитеры рукополагали пресвитеров, епископы епископов, а не два епископа, как должно по Апостольским Правилам. И это в ряде случаях не вызывало возражений иерархов православной церкви. Подтверждается этот исторический факт также и теологуменом Симеона Нового Богослова (949 от Р.Х., Галатия —1022 от Р.Х., Хрисополис), он утверждал, что в силу благодати, полученной непосредственно от Бога, монахи, даже не имеющие священнического сана, обладают правом исповедовать и отпускать грехи. "Прежде них, – говорит он, – одни архиереи получали власть вязать и решать, по преемству от божественных апостолов, но с прошествием времени и когда архиереи стали негодными, это страшное действие перешло к священникам, имеющим непорочную жизнь и удостоенным божественной благодати. В дальнейшем, когда они, священники и архиереи, вместе смешались и уподобились народу и когда многие, как и теперь, подпали под действие духов заблуждения и в суетные слова и погибали, оно было перенесено, как было сказано, избранному народу Божию, главным образом, конечно, монахам. Не то, что оно было отнято от священников и архиереев, но они сами отчуждали себя от него". Говоря о своем духовном отце, Симеоне Благоговейном, сыгравшем решающую роль в его жизни, Симеон Новый Богослов заявляет, что тот, не имея священнического сана, "стал причастником Его (Христа) дарований и получил от Него власть вязать и разрешать согрешения, возжегшись Духом Святым". Не по этому ли праву божественного избранника преп. Антоний Печерский, "по смирению" также не имевший священнического сана, осуществлял пострижение в монахи и назначал игуменов? Не отсюда ли берет начало русское старчество, огромное влияние которого среди народа на протяжении тысячелетия основывалось не на авторитете церковной власти, а на зримом проявлении харизматических даров, получаемых непосредственно от Бога?". Фактически, Симеон Новый Богослов признал, возможным наделение, в частности монахов, правом, по благодати, полученной непосредственно от Бога, совершать епископское служение и священническое служение в целом. Безусловно, монахи наделялись сим правом от Господа, в силу своего смирения и великого стяжательства Духа Святого. Ключевая мысль Симеона Нового Богослова заключается именно в стяжательстве Духа Святого, которая свойственна монахам, и является основной причиной для возможности обретения права совершать епископское служение и священническое служение. Если же протестантские пасторы и другие церковные чины, не практикующие по своим церковным традициям монашеский образ жизни, также стяжают Духа Святого, то и они могут, в силу благодати, полученной непосредственно от Бога, обрести право совершать рукоположение (хиротонию) на епископское служение и священническое служение, и таким образом, подтвердить имеющееся у них апостольское преемство. Сторонниками взаимоотношений с протестантскими Церквями со стороны Православной Церкви, а значит, косвенно, и признания легитимности апостольского преемства, передаваемого через протестантскую хиротонию (рукоположение), являются такие величайшие христианские деятели как священномученик Патриарх Александрийский и Константинопольский Кирилл Лукарис (Лукарь) (1572-1638 от Р.Х.) и Архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан (Елеазар (Елисей) Прокопович) (1681-1736), а также многие другие.
Использованные материалы:
Отрывок из книги Игумена Иоанна Экономцева "Православие, Византия, Россия".
Апологетический стандарт:
Хиротония может совершаться как в классической форме рукоположения, так и в особой форме, имеющей отличие от общепринятой формы рукоположения.
Важным фактором выборности епископа (пресвитера) является участие в хиротонии общего собрания членов церкви и молитвенное благословение нового служителя.
Объяснение стандарта:
В древней Христианской Церкви Таинство поставления во епископа совершалось всегда только одним епископом, как следует из чинопоследования архиерейской хиротонии "Апостольского Предания" святаго Ипполита Римскаго (11) и "Апостольских Посланий" Святаго Климента Римскаго (VIII. 4,5), остальные же епископы и члены клира стоят возле престола во свидетельство действительности поставления. (См.: Аөанасьев Н.Н., протопресвитер. Экклезиология вступления в клир. Киев. 1997, с. 38-42).
Апостолы Христовы в условиях созидания Церкви Божией чаще совершали единоличныя хиротонии епископов, нежели соборныя. Например, Святый Апостол Пётр в Сицилии единолично поставил епископом Катанским своего ученика святаго Кирилла из Антиохии. Им же ещё были единолично рукоположены во епископов Святые Равноапостольные мужи: Аполлинарий Равеннский, Закхей Кесарийский и Маркиан Сиракузский. Также и Святому Апостолу Павлу в условиях гонений пришлось в одиночку произвести архиерейские хиротонии Святых Равноапостольных Артемона Селевкийскаго и Дионисия Авинскаго.Также и Святый Апостол Андрей Первозванный один рукоположил во епископы Святых Равноапостольных Амплия Диоспольскаго, Стaxия Византийскаго и Филолога Синопскаго.
А над Святым Равноапостольным Никандром Мирским была совершена единоличная архиерейская хиротония Святым Апостолом Титом. Святитель Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский, был рукоположен одним епископом, и эта хиротония всегд признавалась в Церкви действительной. Также и Афанасий Великий, архиепископ Александрийский был рукоположен только одним епископом, и его хиротония признавалась легитимной. Существует множество и других подобных примеров единоличных хиротоний.
Таким образом, в истории Страннической Церкви (земной) существует множество примеров, когда осуществлялось отхождение от общепринятых Апостольских Правил. Так, например, были случаи, когда пресвитеры рукополагали пресвитеров, епископы епископов, а не два епископа, как должно по Апостольским Правилам. И это в ряде случаях не вызывало возражений иерархов православной церкви. Подтверждается этот исторический факт также и теологуменом Симеона Нового Богослова (949 от Р.Х., Галатия —1022 от Р.Х., Хрисополис), он утверждал, что в силу благодати, полученной непосредственно от Бога, монахи, даже не имеющие священнического сана, обладают правом исповедовать и отпускать грехи. "Прежде них, – говорит он, – одни архиереи получали власть вязать и решать, по преемству от божественных апостолов, но с прошествием времени и когда архиереи стали негодными, это страшное действие перешло к священникам, имеющим непорочную жизнь и удостоенным божественной благодати. В дальнейшем, когда они, священники и архиереи, вместе смешались и уподобились народу и когда многие, как и теперь, подпали под действие духов заблуждения и в суетные слова и погибали, оно было перенесено, как было сказано, избранному народу Божию, главным образом, конечно, монахам. Не то, что оно было отнято от священников и архиереев, но они сами отчуждали себя от него". Говоря о своем духовном отце, Симеоне Благоговейном, сыгравшем решающую роль в его жизни, Симеон Новый Богослов заявляет, что тот, не имея священнического сана, "стал причастником Его (Христа) дарований и получил от Него власть вязать и разрешать согрешения, возжегшись Духом Святым". Не по этому ли праву божественного избранника преп. Антоний Печерский, "по смирению" также не имевший священнического сана, осуществлял пострижение в монахи и назначал игуменов? Не отсюда ли берет начало русское старчество, огромное влияние которого среди народа на протяжении тысячелетия основывалось не на авторитете церковной власти, а на зримом проявлении харизматических даров, получаемых непосредственно от Бога?". Фактически, Симеон Новый Богослов признал, возможным наделение, в частности монахов, правом, по благодати, полученной непосредственно от Бога, совершать епископское служение и священническое служение в целом. Безусловно, монахи наделялись сим правом от Господа, в силу своего смирения и великого стяжательства Духа Святого. Ключевая мысль Симеона Нового Богослова заключается именно в стяжательстве Духа Святого, которая свойственна монахам, и является основной причиной для возможности обретения права совершать епископское служение и священническое служение. Если же протестантские пасторы и другие церковные чины, не практикующие по своим церковным традициям монашеский образ жизни, также стяжают Духа Святого, то и они могут, в силу благодати, полученной непосредственно от Бога, обрести право совершать рукоположение (хиротонию) на епископское служение и священническое служение, и таким образом, подтвердить имеющееся у них апостольское преемство. Сторонниками взаимоотношений с протестантскими Церквями со стороны Православной Церкви, а значит, косвенно, и признания легитимности апостольского преемства, передаваемого через протестантскую хиротонию (рукоположение), являются такие величайшие христианские деятели как священномученик Патриарх Александрийский и Константинопольский Кирилл Лукарис (Лукарь) (1572-1638 от Р.Х.) и Архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан (Елеазар (Елисей) Прокопович) (1681-1736), а также многие другие.
Использованные материалы:
Отрывок из книги Игумена Иоанна Экономцева "Православие, Византия, Россия".