Где она, вера отцов в целостности и полноте, и так, чтобы стало понятно каждому?
Я знаю очень простой способ с ней встретиться. Надо побывать в храме, в котором они молились, и взглянуть на его иконописное убранство. Но это почти недоступная роскошь — ведь в иконоборческий период почти все эти иконы были просто уничтожены. То церковное искусство, которое возникло после него, было не менее прекрасно, но оно уже было во многом другим, чем во времена свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста. Так уж оно вышло, что созданные ими литургические тексты звучат в наших храмах и по сю пору, а вот интерьеры храмов, для которых они создавались, исчезли.
Но есть немногочисленные исключения, и первое среди них — Равенна, город на севере Италии. Еще до иконоборчества этот город, некогда столичный, был захвачен варварами, а значит, потерян для Империи — но зато сохранен для истории от посягательства иконоборцев. В нем осталось несколько храмов, баптистериев и мавзолей знатной дамы с мозаиками V—VI вв. Я не буду сейчас называть эти памятники или рассказывать о них по отдельности — эту информацию легко найти в любом путеводителе или той же википедии, а скажу только о самом общем впечатлении, которое любой турист может получить буквально за полдня.
Пятый-шестой века… Западная Римская империя окончательно гибнет, ее территорию рвут на части варварские племена, они мало того, что дикари, но еще и еретики, в самом прямом и непосредственном смысле этого слова: в подавляющем большинстве исповедуют арианство. На Востоке варваров ценой колоссальных усилий сдерживает великий император Юстиниан, но и ему не дано вернуть былое величие. Всё рушится, кругом кровь и пламя — им, православным пятого-шестого веков, обличать бы еретиков, славить мощь имперского оружия, оплакивать былое величие…
Нет, мозаики Равенны — совсем о другом.
Начну с сущей мелочи. Некогда моя двенадцатилетняя дочка получила строгий выговор от батюшки: она пришла в незнакомый храм с дельфинчиком на шее. Был у нее и крестик, но с кулоном в виде дельфинчика, с точки зрения того батюшки, он никак не сочетался. В Равенне мы созерцали портреты двенадцати апостолов в окружении двадцати четырех дельфинчиков — по два на каждого в качестве украшения. И в самом деле, что плохого в дельфинах?
В Равенне поражает прежде всего это чувство совершенной свободы в том, что касается форм выражения. Мозаики созданы в классической античной технике, они используют обычные для того времени приемы, но наполняют их новым содержанием. Сцена Крещения Господня: обнаженный Христос стоит в речных струях, Он безбородый, совсем юный.
Хочется поправить художника: на проповедь Христос вышел зрелым мужем, и немыслимо было для иудея тех времен не носить бороды или публично обнажаться. Но ведь это изображение условно, оно продолжает традицию античного героического портрета, где в нагом теле ничто не скрыто, но ничто и не подчеркнуто, и это один из важнейших приемов, равно как и юношеский возраст героя. И христианский художник не стесняется говорить с людьми своего времени на привычном им языке.
А еще в сцене Крещения есть, помимо Христа и Иоанна Крестителя, третий персонаж — река Иордан, почтенный старец с кувшином. Сегодня его тоже можно увидеть на наших иконах, но он стал скорее частью пейзажа, а там он непосредственно участвует в Крещении. Еще один античный художественный прием, можно даже сказать — наследие язычества… или преодоление этого язычества? Мир, некогда населенный духами рек и гор, божествами высшего и низшего порядка, склоняется перед Творцом и Искупителем, воздает Ему царские почести.
Полностью текст здесь: http://www.pravmir.ru/vera-otcov-ravenna/