http://www.odinblago.ru/golubinskiy1_2/3_8
Голубинский Е.
История Русской Церкви. Том 1. Часть 2
VIII. Вера, нравственность и религиозность народа
(В первой четверги XVIII в., при Петре Великом, явилось у нас «Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина», в котором говорится, что этот еретик Мартин, родом Армянин... Это соборное деяние есть ничто иное, как прискорбнейше неудачная (и чрезвычайно неискусная) выдумка известного миссионера против раскольников при Петре Великом Питирима, архиепископа Нижегородского, с неизвестными помощниками, сделанная с целью привлечения раскольников к православию (и к сожалению попущенная, если не более, таким разумнейшим человеком, как Петр). С 1718 г. по 1721 г. быв напечатано несколько раз отдельной книжкой, в последнем году деяние было напечатано виде приложения к Питиримовой Пpaщице (в предуведомлении рассказывается мнимая история его открытия, к которой справедливо или несправедливо приплетается св. Димитрий Ростовский…).
http://dugward.ru/library/kapterev/kapterev_opravdanie.html#glb
Н.Ф. Каптерев Оправдание на несправедливые обвинения
В начале XVIII века у нас кем-то составлено было подложное Соборное Деяние на Мартина еретика, которое потом, как подлинное, и было напечатано в Пращице Питирима... В этом… подложном Соборном Деянии помещены подложные поучения первых двух русских митрополитов и подложная грамота константинопольского патриарха Луки Хризоверга, составленные с целью утвердить древность троеперстия, сугубой аллилуйи и пр., и армянское сравнительно позднее происхождение двуперстия, сугубой аллилуии и пр.
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003553549#?page=57 — сам текст книги
Синайский А.Л.
Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодальнаго управления при Петре Великом (1721-1725 г.) [Текст] : изследование священника А. Синайскаго
Синайский Александр Львович (1850-первая половина XX в.)
Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1895
— 51 —
Отличительную особенность полемики архиепископа Питирима составляла неразборчивость… въ употреблении средствъ для доставлешя превосходства и торжества дела при решении спорныхъ предметовъ между православнымъ учениемъ и мнениями раскольниковъ...
Дело въ томъ, что преосвященный Питиримъ при составлена «Пращицы» пользовался подложнымъ документомъ, заимствуя изъ него, якобы подлиннаго историческаго и каноническаго источника, важныя сведения и доказательства въ опровержение многихъ раскольническихъ заблуждений о двуперстии, о сугубой аллилуiа, о противосолонномъ хождении и т. п. Речь идетъ о «Соборномъ деянии на еретика армянина, монаха Мартина», бывшемъ въ 1157 г. въ городе Kiеве, при великомъ князе Ростиславе и митрополите Константине.
… въ 1717 г., по просьбе Питирима, въ Шеве отысканъ былъ древнейший пергаментный списокъ памятника, поспешно и самоуверенно признанный за подлинный документъ, составленный и писанный будто бы въ 1157 году.
— 52 —
Не подвергнувъ означеннаго памятника надлежащему критическому разбору, а можетъ быть надеясь на простоту и нев'Ьжество раскольниковъ, apxieпиcKoп Питиримъ пользовался «Соборнымъ д'Ьяшемъ» въ решении важныхъ спорпыхъ вопросовъ старообрядства.
…
Неблаговидный приемъ автора «Пращицы» далъ худой примеръ и другимъ полемистамъ прибегать къ сомнительнымъ и заведомо ложнымъ способамъ и средствамъ для опровержешя раскольническихъ взглядовъ… Святейппй Синодъ, найдя, по мнению митрополита Филарета, означенпый документъ подверженнымъ сомнениямъ и спорамъ,..
-- 53 —
… разсудилъ устранить сей документа, т. е. мнимый подлинникъ и списки его…
http://pomnipro.ru/memorypage21126/biography
Васи́лий Ива́нович Ке́льсиев или Кельси́ев — (16 (28) июня 1835, Санкт-Петербург — 2 (14) октября 1872, Полюстрово, район Санкт-Петербурга) — российский революционер, журналист и переводчик. Эмигрант, сподвижник А. И. Герцена, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне, этнограф, историк раскола, писатель. Основатель русской социалистической колонии в Тульче (Турция). В 1867 году отошёл от политической деятельности, вернулся в Россию, получил прощение и права гражданства.
chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://dlib.rsl.ru/loader/view/01003831488?get=pdf
Кельсиев Василий Иванович (1835–1872). Сборник правительственных сведений о раскольниках. В 4–х вып. Вып. 1. / Сост. В. Кельсиевым. –Лондон, 860. –XL, 223 с.
«… за неимением подлинных доказательств о древности трёхперстного сложения и других никоновских нововведений решились прибегнуть, с согласия Петра I, к неизвинительной хитрости, к составлению подложного деяния небывалого собора на Мартина Армянина, — тогда раскольники потеряли всякое доверие к православным пастырям. Со старого пергамента соскоблили (и довольно неискусно) прежние письмена и почерком XVIII столетия, новым языком написали на нём деяние, бывшее, будто бы в 1157 г…
…
В глухих лесах Керженских, Александр дьякон… разобрал около 1720 г. … это деяние так, что критический разбор его сделал бы честь и современному археологу…
…
После такого критического разбора подложное деяние запечатали царской печатью и спрятали в синодальной типографской библиотеке. Даже Карамзину чрез сто лет после подлога сего палимпсеста не показали.
Историограф ваш высказывает решительное сомнение в подлинности этого акта и говорит, что он действительно в синодальной библиотеке под № 518, но запечатан (И.Г.Р.II пр. 415)…
…
… в 1849 г. Игнатий архиепископ Воронежский в своей «Истории о расколах» представил опровержение разбора Александра и слов Карамзина, но эти опровержения до того слабы и ненаучны, что распоряжение об изъятии книги преосвященного Игнатия из ьпродажи было весьма благодетельно, ибо попавшиеся к раскольникам экземпляры возбудили уже по некоторым местностям новые толки и насмешки над защитником деяния.»
http://www.drevnyaya.ru/fred/uem.htm
Юхименко Елена Михайловна
доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ, автор многих работ по истории старообрядчества.
http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/stolica.html
http://www.bibliotekar.ru/rusVyg/38.htm
Елена Юхименко
К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни
В начале XVIII в. для борьбы с расколом были написаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность.
http://www.anti-raskol.ru/pages/1037
Юхименко Е.М.
Небесный заступник Поморья
… в начале XVIII в. "для борьбы с расколом" были написаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и "Требник митрополита Феогноста", выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество.
http://ec-dejavu.ru/s/Sign_of_the_Cross.html#ex4
Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство:
…
ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ
КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ
В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
…
§ 4. Обвинение старообрядцев
в следовании армянской традиции
…
«Вслед за тем в начале XVIII в. было составлено подложное «Соборное деяние на еретика Мартина Арменина», где говорится о соборе, якобы имевшем место в 1157 г. в Киеве, обличающем двуперстное крестное знамение как армянскую ересь; решения собора были будто бы одобрены константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом; в приложении к деянию был частично опубликован требник, будто бы собственноручно написанный киевским митрополитом Феогностом в 1329г., который также является фальсификацией. … Этот подлог был разоблачен старообрядцами...»