IV. Являлись ли идолами храмовые изображения?Иудейское святилище за время своего существования перестраивалось 4 раза:
• скиния Моисея;
• храм Соломона (с 1004 г. до 588 г. до н.э.);
• храм Зоровавеля (строительство начато в 534 г, закончено в 516 г. до н.э.);
• храм Ирода (реконструкция начата за 20 лет до н.э, полностью закончена в 64 г. н.э.);
Святилище всегда создавалось из дорогих пород дерева и драгоценных металлов, было богато украшено флористическими орнаментами, изображениями и фигурами зверей. В скинии Моисея и в храме Соломона также находились скульптуры херувимов. Являлись ли они предметом поклонения?
1. Какие изображения были в святилище?Вход закрывался ... ковром ... на котором были вытканы различные и самые разнообразные узоры, отнюдь, однако,
не напоминавшие изображений живых существ....
Чудно украшена многоразличными, самыми разнообразными изображениями цветов, какие только производит земля, и всякими другими узорами,
исключая изображения живых существ, была завеса, разделявшая обе части храма.
...
На крышке кивота были сооружены две фигуры; евреи называют их херувимами, и они имеют вид крылатых существ,
нисколько, однако, не похожих на те создания, которых видим мы летающими по воздуху. Моисей уверял, что он видел такие существа изображенными на троне Господа Бога.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §2-5 (электронная версия) - о скинии МоисеяВнешний вид ветхозаветной скинии.
© Ростислав Волконский: «Энциклопедический атлас библейской истории». Издательство «Источник жизни», пос. Заокский Тульской обл., 2003 год (стр. 58)Расположение ритуальных предметов в ветхозаветной скинии.
© sorry...Как чудно-прекрасны были эти изображения херувимов, никто не сможет ни рассказать, ни представить себе.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §3 (электронная версия) - о храме СоломонаНа этих столбиках были сделаны рельефные изображения где льва, где вола, а где и орла. Такие же рельефные изображения, как и на средних колонках, имелись также на крайних столбах. ...
Между рельефными изображениями указанных львов и орлов выделялись также рельефные финиковые пальмы. Таков был характер означенных десяти подставок для сосудов.
...
Все это Соломон соорудил по возможности богаче и красивее в честь Господа Бога и не щадил ничего, стараясь лишь о том, чтобы со всяческим великолепием и по возможности достойнее украсить здание храма.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §§6-9 (электронная версия) - о храме СоломонаПри этом и раньше ему пришлось уже раз
согрешить и нарушить законоположение, а именно тогда, когда он велел соорудить изображения медных быков под жертвенною чашею - «морем» и фигуры львов у собственного своего трона:
ведь изображения эти были сооружены им вопреки точному запрещению закона.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 7, §5 (электронная версия) - о храме СоломонаПо роскоши и славе он не мог сравниться с первым храмом, ибо
в нем не было ковчега завета и, следовательно, также отсутствовала «шехина», как видимый знак божественного присутствия.
Святое Святых было пусто; на месте ковчега был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу в великий день очищения.
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Иерусалимский храм» (электронная версия) - о храме ЗоровавеляО декоративном характере храмового убранства пишет Александр Мень (ниже)
2. Для каких целей создавалось убранство святилища?За входом же (во дворе) помещался медный большой сосуд на медном же подножии; из него священнослужители совершали
омовения рук и ног.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §2 (электронная версия) - о скинии МоисеяПосле того как эти сосуды были наполнены водою, [царь] назначил «море»
для омовения рук и ног священников, входивших в храм и собиравшихся приступить к алтарю, тогда как целью умывальниц служило
обмывание внутренностей и конечностей животных, назначавшихся к жертве всесожжения.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §6 (электронная версия) - о храме Соломона3. Не использовались ли внутренности жертвенных животных для языческих культов (Иезекииль 21:21)? Каков порядок храмового богопоклонения?Заговорив о жертвах, я здесь упомяну о некоторых постановлениях, касающихся ритуала очищения и жертвоприношений. Существует два рода последних, и смотря по тому, приносятся ли они от лица частного человека или от лица всего народа, и характер их двоякий:
в одном случае вся жертва сжигается целиком, отчего она и получает название жертвы всесожжения; в другом жертвенное животное съедается во время пира, и жертва тогда называется благодарственною. Итак, я поговорю о первом роде жертвоприношений. Если частное лицо хочет принести жертву всесожжения, то оно закалает быка, барана и козла; последние должны быть годовалыми, быки же могут быть и старше. Все, предназначающееся в жертву всесожжения, должно быть мужского пола. По заклании жертвенных животных священнослужители окропляют их кровью алтарь со всех сторон, затем сдирают шкуры и рассекают туши на части, чтобы посыпать их солью, возложить на алтарь, на котором уже имеются горящие дрова. Ноги жертвенных животных и внутренности их подвергаются затем тщательной очистке и возлагаются к остальным частям на алтарь, шкуры же поступают в пользу священнослужителей. Таким-то образом приносили жертвы всесожжения.
Кто же собирается принести благодарственную жертву, тот закапает таких же точно животных, как и при жертве всесожжения, и могут быть как самцы, так и самки. После заклания животных кровью их окропляется алтарь, на который возлагаются: почки, перепонка печени, жировые части и самая печень, а также хвост барана. Грудь и правое бедро предоставляются священнослужителям, остальное же мясо идет в еду в продолжение двух дней. Все же, что бы ни осталось еще по истечении того срока, предается сожжению.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 9, §§1-2 (электронная версия) - о скинии Моисея4. Кто имел доступ к святилищу и мог пользоваться его утварью?Вместе с тем он окружил храм со всех сторон так называемым, по-еврейски, гейсием, чему на языке греческом соответствует thrinkes, т.е. зубчатою с выступами стеною, которая достигала трех локтей вышины и должна была
преграждать народной толпе доступ к храму, оставляя вход свободным лишь для одних священнослужителей.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 3, §9 (электронная версия) - о храме СоломонаТакова была внешняя ограда храма. Внутри, на небольшом от нее расстоянии, была другая, снабженная несколькими ступенями. Она образовалась из каменной стены, на которой находилась надпись,
под страхом смертной казни запрещавшая иностранцам доступ сюда. ... За этою оградою находилось недоступное женщинам святилище, а дальше третье отделение,
доступ куда
был открыт одним только священнослужителям. Тут находился сам храм, а перед ним возвышался алтарь, на котором мы приносим Господу Богу жертвы всесожжения.
Ни в одно из этих трех отделений царь Ирод не вступал (ему это было запрещено как несвященнослужителю); он лично участвовал лишь в возведении галерей и внешних стен, которые и были воздвигнуты им в течение восьми лет.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 15, глава 11 §5 (электронная версия) - о храме Иродав нескольких местах были помещены доски с греческими и латинскими надписями, которые воспрещали не евреям - под страхом смертной казни - проходить дальше. Такая доска из Иродова храма недавно найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания; «Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует». Даже сами римляне с уважением относились к этому запрещению.
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Храм Ирода» (электронная версия)Однако оставим это: людей неразумных следует убеждать не голословно, но опираться на факты. Итак, все, кто видел здание нашего храма, знают его устройство и его постоянную безупречную чистоту и святость. С четырех сторон он был окружен портиками, из которых каждый, согласно закону, имел собственную стражу.
К внешнему портику подходить было позволено всем, в том числе и чужеземцам. Не допускались туда только женщины во время месячных очищений.
Ко второму портику подходили только евреи и их жены, если только были ритуально чисты. К третьему - знатные евреи мужеского пола, прошедшие обряд очищения. К четвертому - только священники, одетые в священнические одежды, а
в Святая Святых - только первосвященники также в соответствующем облачении. Порядок благочестия был настолько строг, что для священников было положено особое время, чтобы войти в храм. Тем, кто совершал жертвоприношения, надлежало приходить рано утром с открытием храма и уходить в полдень, перед его закрытием. Кроме того, в храм не разрешалось вносить никаких сосудов. Внутри находился только жертвенник, престол, кадильница и светильник - все, что предписано законом.
Никакие посторонние или какие-то иные тайные священнодействия там не совершались, и не устраивались внутри никакие трапезы. Все прежде сказанное может быть с очевидностью засвидетельствовано всем народом, и можно также привести доказательства из действительных событий. Ведь хотя и существует четыре разряда священнослужителей, и каждый из них составляет более пяти тысяч человек, обязанности служения в храме они, однако, исполняют отдельно друг от друга в установленные дни, и когда заканчивают одни, совершать жертвоприношения приходят им на смену другие. Собравшись в храме в середине дня, они принимают от своих предшественников ключи и священные сосуды по счету, при этом они не приносят с собой ничего, что имеет отношение к еде или питью. Равным образом не позволено приступать с этими предметами и к жертвеннику, за исключением того, что предназначено к жертвоприношению. Что же ввиду всего этого сказать об Апионе, кроме разве, что он, не обращая на это никакого внимания, сообщил сведения самые невероятные? Право же, стыдно, что ученый грамматик не в состоянии доказать истинных познаний в истории. Притом зная о благочестии нашего храма, он закрывает на это глаза, выдумывая историю с поимкой и немыслимым откармливанием какого-то грека, с обилием великолепных яств и какими-то нечестивцами, которые могут входить туда,
где не позволено находиться даже самым знатным из евреев, если они не священники. Все это величайшее святотатство и нарочитая ложь, имеющая целью ввести в заблуждение тех, кто не пожелает разобраться в истине.
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» (электронная версия) - о храме ИродаХрам ... В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и все здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо
внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного - см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.© Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.», статья «Храм» (электронная версия)На этом внешнем дворе продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики, предлагавшие деньги для размена (Мат. 21:12; Иоан. 2:14).
© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Храм Ирода» (электронная версия)Раскопки у Южной стены Храмовой горы, Иерусалим: лавки менял. На заднем плане - подпорная стена Храмовой горы. «Столы меновщиков и скамьи продающих голубей» находятся за пределами храмового комплекса. До места, где стоял Храм, отсюда минут пять ходу. На месте Храма сейчас находится мечеть «Купол на скале», доступ в неё для немусульман предельно ограничен.
© Фото: the FontCity ltd., 2007 г.Лестница, ведущая на Храмовую гору. В новозаветное время паломники приносили жертвенных животных на двор Храма, где священники выполняли предписанный ритуал. Периодически жертвоприношения приостанавливались, левиты прекращали доступ паломников и очищали двор Храма от крови жертвенных животных, ошмёток мяса и костей. Всё это смывали по этой же лестнице в долину Кедрон. После очистки двора священники возбновляли жертвоприношения.
© По рассказам экскурсоводов.5. Что могли видеть люди из внешнего двора святилища?Святое же Святых подобно скинии, было темным.© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Храм Иерусалимский» (электронная версия)Скиния была покрыта коврами из виссона с вотканными пурпуровыми, фиолетовыми и красными узорами. Первый ковер представлял собой квадрат, стороны которого имели длину в десять локтей каждая; он покрывал заднюю часть скинии вплоть до тех колонн, которые отделяли переднюю часть святилища от Святая Святых, так что
внутренность последнего оставалась совершенно незримою. Все сооружение носило название святилища, а место за четырьмя колоннами,
куда был запрещен доступ, называлось Святая Святых.
© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 3, глава 6, §3 (электронная версия) - о скинии МоисеяСветильник, трапеза с хлебами предложения и золотой алтарь были помещены в святилище пред входом в Святая Святых на тех же местах, на которых они стояли и раньше в скинии, и тотчас были возложены на них обычные ежедневные жертвоприношения.
Медный жертвенник же был поставлен снаружи храма, как раз против входа, так что
при открытых дверях он
был на виду у всех и было возможно лицезреть священнодействие и обилие жертвоприношений.
Вся остальная священная утварь была помещена внутри храма.© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 8, глава 4, §1 (электронная версия) - о храме СоломонаНичто, однако, так глубоко не сокрушало народ в тогдашнем его несчастье, как то, что
незримая до тех пор Святая Святых была открыта чужеземцами. Помпей, в сопровождении своей свиты, вошел в то помещение храма, куда доступ был дозволен одному лишь первосвященнику ...
© Иосиф Флавий: «Иудейская война», книга 1, глава 7, §6 (электронная версия) - о храме Зоровавеля6. Чему поклонялись евреи в иерусалимском храме?3) в центре богослужения находилась
ЖЕРТВА. Жертвы курения (Исх 30:7,8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Чис 28; 29). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Чис 6:22-27). Жертвы приносились царями (3 Цар 3:4), народом (2 Пар 15:11) или отдельными людьми (Лев 1-5). За исключ. жертвы всесожжения (Втор 12:27) и жертвы за грех (Лев 4:11,12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя
СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в к-рой участвовали принесшие жертву (1 Цар 9:13,19, 22-24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исх 12:3-13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев 7:15-18;Втор 12:5-7,11,12,27), десятин (Втор 14:22-27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор 15:19,20);
4) радость Б. находила свое выражение в
ТАНЦЕ (Пс 86:7 в Синод. пер. “играющие”; 149:3 в Синод. пер. “с ликами”; 150:3 в Синод. пер. “с ликами”) и в
ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1 Пар 16:42; 2 Пар 5:12,13; Пс 80:3,4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида “Славьте Господа” (1 Пар 16:7-36; 2 Пар 20:21; ср. Неем 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; 9:1; 21:1; 38:1; 52:1; ср. также, напр., Авв 3:19). Левитские певцы и музыканты могли “провещавать” (1 Пар 25:1; ср. 2 Пар 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс 45:1; 49:1; 87:1 и др.), а также исполнять их в храме;
5) за искл. славословия левитов,
МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3 Цар 8:22-53) или молитвы Иосафата (2 Пар 20:5-12) и Езекии (2 Пар 30:18-20).
ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Зах 7:3-5; 8:19)
© Фритц Ринекер, Герхард Майер. «Библейская энциклопедия Брокгауза». Издательство «Християтска Зоря», г. Кременчуг (Украина), 1999 год, статья «Богослужение» (стр. 98)Апион осмелился утверждать, что
в этом святилище «
евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали ее всяческого поклонения. Голова пропала тогда, - уверяет он, - когда Антиох Епифан разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег». Итак, сперва ему в ответ я замечу, что даже если бы у нас и было что-то подобное, то египтянин ни в коем случае не мог бы поставить нам это в вину, поскольку ослы ничуть не хуже кошек, козлов и прочих животных, которые почитаются у них богами. Затем, как же он не заметил, что его невероятная ложь разоблачается теми сведениями, которые он сам же и сообщает? Ведь мы всегда руководствуемся одними и теми же законами, которым мы безгранично преданы. И когда наш город, также как и другие города, потрясали различные беды,
когда Антиох Пий, Помпеи Магн, Лициний Красе или в последний раз Цезарь Тит в победоносной войне овладевали храмом, они ничего подобного там не находили, но только строжайшее благочестие, чего мы не можем сказать относительно других храмов. ... Все это должен был принять во внимание Апион, если бы у него самого не было соображения осла и бесстыдства собаки, которую они боготворят. Ведь никаких иных оснований для этой лжи у него нет.
Мы не поклоняемся и не воздаем ослам никаких почестей, в отличие от египтян с их крокодилами и змеями. Тех, кого ужалит змея или схватит крокодил, они почитают счастливцами, угодными богу. У нас же, как и у других благоразумных людей, ослы перевозят навьюченную на них поклажу. И если они заходят на поля и начинают жевать или не слушаются приказаний, то их при этом изрядно бьют - ведь они служат нам во многих делах, в том числе и в земледелии. Апион то ли сам был слишком невежественным, чтобы складно лгать, то ли, что более вероятно, собрав какие-то разрозненные сведения, оказался не в состоянии представить их в законченном виде ...
© Иосиф Флавий: «Против Апиона» (электронная версия){sic!} Библейский порядок богослужения не предполагает поклонения каким-либо изображениям, скульптурам, etc. Описанные в самой Библии и многочисленной литературе случаи установки в Храме и вне его каких-либо предметов, изготовленных людьми, изображающих какое-либо животное, человека, предмет, планету, бога и т.д. и служащих для поклонения, называются отступлениями.