Автор: Митрофорный протоиерей Анатолий Кириченко.
(Еван. Мф. 6 зач. III, 13-17.)
Об обетах Крещения
Поистине в Крещении Иисуса Христа должно заключаться великое таинство. В жизни Иисуса Христа запечатлена судьба всей христианской Церкви. Его дела должны служить законом и образцомнаших дел, — единственным путем, ведущим вЦарство Отца Небеснаго; ибо Сам Он говорит: «никтоже можетъ прийти ко Отцу токмо Мною» (Ин. 14, 6). Посему, если Спаситель наш благоволил креститься, то это значит, что Крещение составляет необходимую принадлежность христианства, и без него никто не может быть членом таинственнаго тела Христовой Церкви. Сам Господъ сказал: «Аще кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити въ Царствие Божие» (Иоан. 3, 5).
Итак Крещение Спасителя есть вместе и установление для целой Церкви, — установление таинственное; ибо с Крещением водою нераздельно соединено Крещение и Святым Духом, ниспослание на человека даров благодати.
Бр. христиане! Мы все сподобились святого Крещения, и через то получили ничем незаслуженное право именоваться чадами Божьими, сонаследниками Христовыми. Так важно и благодетельно для нас таинство Крещения. Но чем больше дарБожий, тем осторожнее должно беречь его, тем тягостнее и ужаснее участь тех, которые, по нерадению, его утратят. Христианам, ныне особенно, в самый день установления великаго таинства Крещения, должно с полным вниманием размыслить, к чему нас обязывает св. Крещение?
Крещение водою, заменившее собою ветхозаветное обрезание, есть видимый знак Новаго Завета между Богом и человеком. По силе сего завета Бог обещает человеку возвратить все, потерянное им во Адаме, — возстановить в его душе образ Божий, — отпустить все его грехи, и сверх того даровать ему все, что приобретено для рода человеческаго заслугами Искупителя, — Благодать Св. Духа, оживляющую, просвещающую и спасающую, Благодать всыновления и все блага Своего Царствия. От человека Он требует только живой, сердечной веры в заслугиИскупителя, и Крещения, которое бы служило печатью сей веры: Иже веру иметъ, и крестится, спасенъ будетъ (Марк. 16, 16).
Итак в крещении мы примечаем два главных действия Благодати Божьей: оно очищает нас от всякой скверны греха, и облекает в одежду чистоты и святости, в заслуги Христовы. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). И со своей стороны мы даем два главных обета: быть мертвыми греху, и живыми Богови (Рим. 6, 11). Если верно исполняем эти обеты, верно и спасение наше. Если же нарушили, и остаемся к тому равнодушными, то кто избавит насот грядущаго гнева (Лук. 3, 7)? Союз с Богом расторжен, благодать попрана, залог спасения потерян. Помните, что Богъ поругаемъ не бывает (Гал. 6, 7)!
Жалеть надобно о тех христианах, которые, получив в крещении прощение грехов и дар Св. Духа, думают, что можно жить, не заботясь о будущей участи. О, как мало понимают они и сущность Крещения, и свойства своей природы, и Закон, на котором основывается общение человека с Богом!
Мы слышали, что Крещение очищает нас от скверны греховной. Но что очищено, то может опять оскверниться, если опять возобладает грех. В крещении мы совлеклись ветхаго человека, тлеющаго въ похотехъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22), но припомните слова апостола: ветхий человек истлевает постепенно, не вдруг. Благодатью Крещения мы родились в новую жизнь, но и эта жизнь тогда была как бы в зародыше, или, по словам апостола, как искра под пеплом, которую непрестанно должно возогревать (2 Тим. 1, 6). Как внешний человек истлевает постепенно,так ивнутренний растет не вдруг, но, по учению апостола, обновляется по вся дни (2 Кор.4, 16). Он требует также свойственной ему помощи — плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, кротости, милосердия (Гал. 5, 22). Его силы раскрываются и укрепляются по той мере, как мы упражняем их в делах благочестия.
Все это ведет нас к тому заключению, что, вступив однажды в торжественный завет с Богом и запечатлев завет сей таинством Крещения, мы обязуемся чрез всю свою жизнь тщательно исполнять условия завета,— сохранять живую веру в Господа и Бога нашего Иисуса Христа и упражнять ее с одной стороны в умерщвлении внешняго человека, т. е., в отсечении порочных навыков сердца, в укрощении страстей, — с другой стороны — в обновлении внутреннго человека, т. е., в приобретении навыка к добрым делам, в просвещении ума светом Евангельским, в образовании сердца по Духу Христову, — в непрестанном стремлении к богоподобию.
Ты веруешь в Бога? Покажи мне веру твою от дел твоих, говорит ап. Иаковъ (2, І8). Ты веруешь, что Богъ естъ светъ, и тьмы въ Немъ нестъ ни единыя (Іоан. 1, 5); зачем же искажаешь образ Его в душе твоей, — сам кладешь на нее черныя пятна? Веруешь, что Бог свят, и никто лукавнуяй не преселится къ Нему (Пс. 5, 5); а между тем любишь неправду, клянешься во лжи, предаешься зависти и гневу, ищешь удовольствий в разсеянности. Веруешь, что Бог правосуден, истинен, всеведущ, и однако не боишься суда Его, хочешь извинять себя такими предлогами, которых неосновательность видит и слабый ум человека. Веруешь, что Бог есть Творец твой, Промыслитель, Отец, непощадивший для тебя Единороднаго Своего Сына; а между тем обо всем чаще вспоминаешь, все любишь, кроме одного Бога!
И с таким сердцем, — о Боже! — съ такою душею — мы однако говоримъ, что крестились во имя Твое, спогреблись Тебе крещеніемъ въ смерть (Рим. 6, 4), дали обет умереть греху, до крове подвизаться противу козней диавольскихъ (Евр. 12, 4. Ефѳс. 6, 11), и пребывать Тебе верными до конца!
В таинстве крещения мы облеклись во Христа. Сберегли ли сию драгоценнейшую одежду? В ней — только в ней одной позволено явиться на вечерю Агнца! Сберегли ли ее? Это знает совесть каждаго. Я не намерен обличать, а только хочу напомнить святейший долг. Мы облеклись в безценныя заслуги Христовы, силою благодати привились, как ветви, к сей животворной Лозе, дабы, питаясь ее жизнью, приносили плоды, сообразные с ее природою. Мы сделались едино со Христом. След., мы обязаны и мыслить, и желать, и поступать так, как учат нас Его пример и слово. Кто иначе мыслит и поступает, тотДуха Христова не имать. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8, 9). Источник нашей мудрости — Его Евангелие. Наша слава, наша честь, наше богатство — во Христе. Наша радость и утешение, наша жизнь и блаженство в любви к сладчайшему Иисусу.
Соединившись со Христомъ въ таинстве Крещения, пребудемъ Ему верными до смерти, и дастъ намъ венецъ живота (Апок. 2, 10). Аминь.
(Сост. с дополнен. по „Слов. и реч." Исидора, митр. С.-петерб. и Новгород., изд. 1876 г.).
(Еван. Мф. 6 зач. III, 13-17.)
Об обетах Крещения
Поистине в Крещении Иисуса Христа должно заключаться великое таинство. В жизни Иисуса Христа запечатлена судьба всей христианской Церкви. Его дела должны служить законом и образцомнаших дел, — единственным путем, ведущим вЦарство Отца Небеснаго; ибо Сам Он говорит: «никтоже можетъ прийти ко Отцу токмо Мною» (Ин. 14, 6). Посему, если Спаситель наш благоволил креститься, то это значит, что Крещение составляет необходимую принадлежность христианства, и без него никто не может быть членом таинственнаго тела Христовой Церкви. Сам Господъ сказал: «Аще кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити въ Царствие Божие» (Иоан. 3, 5).
Итак Крещение Спасителя есть вместе и установление для целой Церкви, — установление таинственное; ибо с Крещением водою нераздельно соединено Крещение и Святым Духом, ниспослание на человека даров благодати.
Бр. христиане! Мы все сподобились святого Крещения, и через то получили ничем незаслуженное право именоваться чадами Божьими, сонаследниками Христовыми. Так важно и благодетельно для нас таинство Крещения. Но чем больше дарБожий, тем осторожнее должно беречь его, тем тягостнее и ужаснее участь тех, которые, по нерадению, его утратят. Христианам, ныне особенно, в самый день установления великаго таинства Крещения, должно с полным вниманием размыслить, к чему нас обязывает св. Крещение?
Крещение водою, заменившее собою ветхозаветное обрезание, есть видимый знак Новаго Завета между Богом и человеком. По силе сего завета Бог обещает человеку возвратить все, потерянное им во Адаме, — возстановить в его душе образ Божий, — отпустить все его грехи, и сверх того даровать ему все, что приобретено для рода человеческаго заслугами Искупителя, — Благодать Св. Духа, оживляющую, просвещающую и спасающую, Благодать всыновления и все блага Своего Царствия. От человека Он требует только живой, сердечной веры в заслугиИскупителя, и Крещения, которое бы служило печатью сей веры: Иже веру иметъ, и крестится, спасенъ будетъ (Марк. 16, 16).
Итак в крещении мы примечаем два главных действия Благодати Божьей: оно очищает нас от всякой скверны греха, и облекает в одежду чистоты и святости, в заслуги Христовы. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). И со своей стороны мы даем два главных обета: быть мертвыми греху, и живыми Богови (Рим. 6, 11). Если верно исполняем эти обеты, верно и спасение наше. Если же нарушили, и остаемся к тому равнодушными, то кто избавит насот грядущаго гнева (Лук. 3, 7)? Союз с Богом расторжен, благодать попрана, залог спасения потерян. Помните, что Богъ поругаемъ не бывает (Гал. 6, 7)!
Жалеть надобно о тех христианах, которые, получив в крещении прощение грехов и дар Св. Духа, думают, что можно жить, не заботясь о будущей участи. О, как мало понимают они и сущность Крещения, и свойства своей природы, и Закон, на котором основывается общение человека с Богом!
Мы слышали, что Крещение очищает нас от скверны греховной. Но что очищено, то может опять оскверниться, если опять возобладает грех. В крещении мы совлеклись ветхаго человека, тлеющаго въ похотехъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22), но припомните слова апостола: ветхий человек истлевает постепенно, не вдруг. Благодатью Крещения мы родились в новую жизнь, но и эта жизнь тогда была как бы в зародыше, или, по словам апостола, как искра под пеплом, которую непрестанно должно возогревать (2 Тим. 1, 6). Как внешний человек истлевает постепенно,так ивнутренний растет не вдруг, но, по учению апостола, обновляется по вся дни (2 Кор.4, 16). Он требует также свойственной ему помощи — плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, кротости, милосердия (Гал. 5, 22). Его силы раскрываются и укрепляются по той мере, как мы упражняем их в делах благочестия.
Все это ведет нас к тому заключению, что, вступив однажды в торжественный завет с Богом и запечатлев завет сей таинством Крещения, мы обязуемся чрез всю свою жизнь тщательно исполнять условия завета,— сохранять живую веру в Господа и Бога нашего Иисуса Христа и упражнять ее с одной стороны в умерщвлении внешняго человека, т. е., в отсечении порочных навыков сердца, в укрощении страстей, — с другой стороны — в обновлении внутреннго человека, т. е., в приобретении навыка к добрым делам, в просвещении ума светом Евангельским, в образовании сердца по Духу Христову, — в непрестанном стремлении к богоподобию.
Ты веруешь в Бога? Покажи мне веру твою от дел твоих, говорит ап. Иаковъ (2, І8). Ты веруешь, что Богъ естъ светъ, и тьмы въ Немъ нестъ ни единыя (Іоан. 1, 5); зачем же искажаешь образ Его в душе твоей, — сам кладешь на нее черныя пятна? Веруешь, что Бог свят, и никто лукавнуяй не преселится къ Нему (Пс. 5, 5); а между тем любишь неправду, клянешься во лжи, предаешься зависти и гневу, ищешь удовольствий в разсеянности. Веруешь, что Бог правосуден, истинен, всеведущ, и однако не боишься суда Его, хочешь извинять себя такими предлогами, которых неосновательность видит и слабый ум человека. Веруешь, что Бог есть Творец твой, Промыслитель, Отец, непощадивший для тебя Единороднаго Своего Сына; а между тем обо всем чаще вспоминаешь, все любишь, кроме одного Бога!
И с таким сердцем, — о Боже! — съ такою душею — мы однако говоримъ, что крестились во имя Твое, спогреблись Тебе крещеніемъ въ смерть (Рим. 6, 4), дали обет умереть греху, до крове подвизаться противу козней диавольскихъ (Евр. 12, 4. Ефѳс. 6, 11), и пребывать Тебе верными до конца!
В таинстве крещения мы облеклись во Христа. Сберегли ли сию драгоценнейшую одежду? В ней — только в ней одной позволено явиться на вечерю Агнца! Сберегли ли ее? Это знает совесть каждаго. Я не намерен обличать, а только хочу напомнить святейший долг. Мы облеклись в безценныя заслуги Христовы, силою благодати привились, как ветви, к сей животворной Лозе, дабы, питаясь ее жизнью, приносили плоды, сообразные с ее природою. Мы сделались едино со Христом. След., мы обязаны и мыслить, и желать, и поступать так, как учат нас Его пример и слово. Кто иначе мыслит и поступает, тотДуха Христова не имать. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8, 9). Источник нашей мудрости — Его Евангелие. Наша слава, наша честь, наше богатство — во Христе. Наша радость и утешение, наша жизнь и блаженство в любви к сладчайшему Иисусу.
Соединившись со Христомъ въ таинстве Крещения, пребудемъ Ему верными до смерти, и дастъ намъ венецъ живота (Апок. 2, 10). Аминь.
(Сост. с дополнен. по „Слов. и реч." Исидора, митр. С.-петерб. и Новгород., изд. 1876 г.).