Впервые Григорий занял патриаршей кафедре в 1798 г. Он был суровым аскетом, точно выполнял свои обязанности и защищал православие (чего нельзя сказать о многих патриархов, которым довелось служить под турецким правительством), серьезно взялся за устранение беспорядка в деятельности епископов. Ясно, что такой суровый патриарх не мог нравиться всем. За полтора года его отстранили, как человека, неспособны к управлению. Вторично Григория пригласили на кафедру 1806 года. На этот раз он продержался два года. Наконец, его избрали в третий раз - незадолго до греческого восстания.
И вот наступил судьбоносный для Греции 1821. Вспыхнуло восстание. Султан планировал издать закон, по которому все православное население Турецкой империи объявлялось вне закона. И подлежало уничтожению. Тогдашний глава мусульманского духовенства, надо отдать ему должное, этот «законопроект» подписать отказался. За что был сразу отстранен. На его место поставили другого, послушного - однако, из-за заминку в деле, обо всем стало известно в правительственных кругах. А патриарх, надо отметить, в турецкой теократической государстве был членом правительства. И, согласно законодательству, отвечал за православное население - не только греков, а вообще всех православных империи. Как члену правительства, ему также стали известны намерения султана. Надо было срочно что-то делать.
И Григорий сделал. Священный Синод издал анафеме повстанцев. И это - единственная в истории православной Церкви анафема в форме проклятие (у католиков анафема - это проклятие по своей сути). Это было сделано специально о турецком глаз. Ибо смысл сугубо церковной анафемы - отлучение от церковных таинств - они бы не поняли. «Пусть ваши женщины станут вдовами, пусть ваши дети станут сиротами, пусть земля будет бесплодным камнем под вашими ногами, а небо - медным тазом, что зажигает вас огнем ...» - читали в церкви в присутствии турков, которые знали греческий.
А через пару недель пришло известие о восстании греков на родине патриарха. Последнего обвинили в содействии восставшим. В первый день Пасхи в патриархии появился чиновник, именем султана требовал избрать нового патриарха. Вооруженный толпа напала на Григория. После короткого кощунственного допроса его повесили - просто на воротах патриархии.
Проклятие, само собой, не осуществилось. За несколько лет греки завоевали-таки независимость.
Может показаться странным, но Григория почтили как национального героя и святого. Ему ставили памятники. И канонизировали незабаом. А одним из крупнейших торжеств в честь 50-летия восстания стал перенос тела Григория в Афины из Одессы, куда его раньше переправили греки.
Если бы Григорий не издал «анафему» - его тем более повесили бы. Возможно, он и спасся бы, пострадав за веру. Но точно не стал бы национальным героем-спасителем. Издав анафему на собственный народ, который истекал кровью в священной борьбе - в том числе за веру - патриарх уступил. Совестью, честью. Рискнул жизнью. И главное - бессмертием собственной души. На что не каждый истинный христианин решится. Жизнь он, правда, таки потерял. Но кого интересует жизнь, если взамен его получаешь славу небесную. А в качестве бонуса - еще и земную.
http://freedomparty.ru/read/2915/
И вот наступил судьбоносный для Греции 1821. Вспыхнуло восстание. Султан планировал издать закон, по которому все православное население Турецкой империи объявлялось вне закона. И подлежало уничтожению. Тогдашний глава мусульманского духовенства, надо отдать ему должное, этот «законопроект» подписать отказался. За что был сразу отстранен. На его место поставили другого, послушного - однако, из-за заминку в деле, обо всем стало известно в правительственных кругах. А патриарх, надо отметить, в турецкой теократической государстве был членом правительства. И, согласно законодательству, отвечал за православное население - не только греков, а вообще всех православных империи. Как члену правительства, ему также стали известны намерения султана. Надо было срочно что-то делать.
И Григорий сделал. Священный Синод издал анафеме повстанцев. И это - единственная в истории православной Церкви анафема в форме проклятие (у католиков анафема - это проклятие по своей сути). Это было сделано специально о турецком глаз. Ибо смысл сугубо церковной анафемы - отлучение от церковных таинств - они бы не поняли. «Пусть ваши женщины станут вдовами, пусть ваши дети станут сиротами, пусть земля будет бесплодным камнем под вашими ногами, а небо - медным тазом, что зажигает вас огнем ...» - читали в церкви в присутствии турков, которые знали греческий.
А через пару недель пришло известие о восстании греков на родине патриарха. Последнего обвинили в содействии восставшим. В первый день Пасхи в патриархии появился чиновник, именем султана требовал избрать нового патриарха. Вооруженный толпа напала на Григория. После короткого кощунственного допроса его повесили - просто на воротах патриархии.
Проклятие, само собой, не осуществилось. За несколько лет греки завоевали-таки независимость.
Может показаться странным, но Григория почтили как национального героя и святого. Ему ставили памятники. И канонизировали незабаом. А одним из крупнейших торжеств в честь 50-летия восстания стал перенос тела Григория в Афины из Одессы, куда его раньше переправили греки.
Если бы Григорий не издал «анафему» - его тем более повесили бы. Возможно, он и спасся бы, пострадав за веру. Но точно не стал бы национальным героем-спасителем. Издав анафему на собственный народ, который истекал кровью в священной борьбе - в том числе за веру - патриарх уступил. Совестью, честью. Рискнул жизнью. И главное - бессмертием собственной души. На что не каждый истинный христианин решится. Жизнь он, правда, таки потерял. Но кого интересует жизнь, если взамен его получаешь славу небесную. А в качестве бонуса - еще и земную.
http://freedomparty.ru/read/2915/