У людей есть непреодолимая потребность в козле отпущения, во враге, который виновен во всех их несчастьях и которого можно и даже должно ненавидеть. Это могут быть евреи, еретики, масоны, иезуиты, якобинцы, большевики, буржуазия, международные тайные общества и т. п. <...> Когда найден козёл отпущения, то человек чувствует себя лучше. Это есть объективация зла, выбрасывание его во внешнюю реальность. Н.Бердяев.
Прямое отношение к теме врагов имеет открытый психоаналитиками защитный механизм под названием проекция. Он заключается в том, что человек ради отчуждения от нежеланных переживаний проецирует отвергнутые аспекты своей личности на окружающих людей. Скажем, он вытесняет свою сексуальность - и ему начинает казаться, что все вокруг - грязные развратники, что Они только об этом и думают, только этим и живут. Такой механизм позволяет: 1) всё-таки реализовывать вытесненное (поскольку такой "праведный" человек постоянно думает о сексуальном - правда, о сексуальном в окружающих); 2) при этом он - вполне искренне - не чувствует никакой ответственности за свои импульсы. Подобным образом можно обращаться с агрессией (что особенно свойственно "добрым" людям), с комплексом неполноценности, в принципе, с чем угодно...
При таком психологическом устройстве "враги" человеку просто необходимы, чтобы переместить на них своё зло. Используя образы известной притчи, можно сказать, что фарисею необходим мытарь (а обратное утверждение - неверно), дабы чувствовать себя праведнее.
Эти концепции психологии имеют прямое отношение к феномену осуждения, о котором с такой настойчивостью и такими яркими, порой даже страшными словами говорит Евангелие. Осуждение опасно уже тем, что поддерживает слепоту (не только к своему злу, но и вообще к реальности), создает некоторую стабильность для дурной, обманывающей себя, системы. Это и есть греховность в самом чистом виде: слепота и неспособность видеть зло в себе.
На социальном уровне такая психология создает барьеры между группами, барьеры, основанные на тайном страхе и неуверенности в своей идентичности. Мы лучше, чем Они, а Они все - развратны, нечестивы, злы... (нужное подчеркнуть). А поскольку Они - люди второго сорта, с ними можно поступать бесчеловечно, дай только Нам власть. Что и происходило в истории и происходит сегодня.
Фабрикация враждебного Они, кроме всего прочего, крепче соединяет Нас в группу, жёстче определяет нашу идентичность. Что особенно характерно для групп (или людей), в своей идентичности не уверенных. Многие политики - сознательно или бессознательно - используют эти механизмы. Однако такая идентичность неполноценна, а подобное "единство" основано на страхе, на чувстве опасности перед "враждебным окружением".
http://www.nationalism.org/patranoia/zavalov-enemies.htm
Ни кого не напоминает?
Прямое отношение к теме врагов имеет открытый психоаналитиками защитный механизм под названием проекция. Он заключается в том, что человек ради отчуждения от нежеланных переживаний проецирует отвергнутые аспекты своей личности на окружающих людей. Скажем, он вытесняет свою сексуальность - и ему начинает казаться, что все вокруг - грязные развратники, что Они только об этом и думают, только этим и живут. Такой механизм позволяет: 1) всё-таки реализовывать вытесненное (поскольку такой "праведный" человек постоянно думает о сексуальном - правда, о сексуальном в окружающих); 2) при этом он - вполне искренне - не чувствует никакой ответственности за свои импульсы. Подобным образом можно обращаться с агрессией (что особенно свойственно "добрым" людям), с комплексом неполноценности, в принципе, с чем угодно...
При таком психологическом устройстве "враги" человеку просто необходимы, чтобы переместить на них своё зло. Используя образы известной притчи, можно сказать, что фарисею необходим мытарь (а обратное утверждение - неверно), дабы чувствовать себя праведнее.
Эти концепции психологии имеют прямое отношение к феномену осуждения, о котором с такой настойчивостью и такими яркими, порой даже страшными словами говорит Евангелие. Осуждение опасно уже тем, что поддерживает слепоту (не только к своему злу, но и вообще к реальности), создает некоторую стабильность для дурной, обманывающей себя, системы. Это и есть греховность в самом чистом виде: слепота и неспособность видеть зло в себе.
На социальном уровне такая психология создает барьеры между группами, барьеры, основанные на тайном страхе и неуверенности в своей идентичности. Мы лучше, чем Они, а Они все - развратны, нечестивы, злы... (нужное подчеркнуть). А поскольку Они - люди второго сорта, с ними можно поступать бесчеловечно, дай только Нам власть. Что и происходило в истории и происходит сегодня.
Фабрикация враждебного Они, кроме всего прочего, крепче соединяет Нас в группу, жёстче определяет нашу идентичность. Что особенно характерно для групп (или людей), в своей идентичности не уверенных. Многие политики - сознательно или бессознательно - используют эти механизмы. Однако такая идентичность неполноценна, а подобное "единство" основано на страхе, на чувстве опасности перед "враждебным окружением".
http://www.nationalism.org/patranoia/zavalov-enemies.htm
Ни кого не напоминает?