Девиз науки: сомневаешься — убедись сам.
Девиз религии: сомневаешься — верь и поменьше рассуждай.
Девиз науки: противоречие между научными фактами и религиозными догматами разрешается с помощью беспристрастного рассуждения.
Девиз религии: противоречие между научными фактами и религиозными догматами разрешается в пользу религии без всяких рассуждений.
Перед всяким думающим человеком стоит выбор. Нужно пожертвовать меньшим во имя сохранения большего. Но что есть меньшее, а что — большее? Альтернатива такова:
На одной чаше весов — очень объемистая и древняя Книга, настолько древняя, что, когда ее писали, люди думали, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Книга, ничем не лучше древнеисландских саг или якутских легенд (разве что эта Книга имеет побольше приверженцев, но человек ведь ищет истину не с помощью процедуры голосования).
На другой чаше весов — взаимосвязанная, взаимосогласованная и взаимообусловленная совокупность миллионов, миллиардов фактов, которую надо либо целиком принять, либо целиком отвергнуть. Итак, делайте каждый свой выбор.
Серьезный ученый-естественник (не гуманитарий), верящий не в философского, а в религиозного Бога (т. е. в Бога, способного забывать, раскаиваться, торговаться и т. д. ), представляется мне глубочайшей психологической загадкой. Обратимся к книге Айзека Азимова “В начале”: “Существует много ученых, которые веруют столь же истово, как и неученые. Тем не менее эти ученые — если они действительно компетентны и считают себя профессионалами — должны действовать словно бы на двух уровнях. Как бы сильно они ни верили в Бога в повседневной жизни, при проведении научных экспериментов они не должны принимать существование Бога в расчет. Верующие ученые никогда не смогут разобраться в сути какого-нибудь особенно загадочного явления, если будут списывать его на вмешательство Бога, вдруг приостановившего действие законов природы”. Ситуация схвачена предельно точно.
Отмеченная Азимовым двойственность, двухуровневость — по сути дела, двойная бухгалтерия. А если уж совсем называть вещи своими именами, то двуличие. Физик костьми ляжет, в лепешку разобьется, но докопается, почему в какой-то реакции взаимодействия элементарных частиц вроде бы нарушается закон сохранения энергии (причем на несчастные доли процента). А вот как ухитрился Иона три дня и три ночи прожить во чреве кита и при этом не задохнуться от нехватки кислорода и не быть переваренным китовым желудочным соком — это нисколько не беспокоит ни биолога, ни врача, ни физика, ни химика (если они веруют).
Говорят, император Франц-Иосиф не пользовался ни телефоном, ни сантехническими приспособлениями. Не то чтобы боялся их, а просто не понимал принципа их работы. Смешно? Скорее — честно. Верующим бы брать с него пример, а они пользуются плодами науки (в частности, компьютерной техникой) и при этом между Библией и наукой выбирают Библию! А ведь это просто лицемерие. Уж если вы целиком отвергаете науку (а по частям ее отвергать нельзя!), то будьте до конца честными: откажитесь не только от компьютера, но и от телефона, и от лифта, и от троллейбуса, и от электрической лампочки, наконец! Живите при свечах и лучинах.
Петр Тревогин.
http://www.atheism.ru/old/TreAth2.html