Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог.
Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь — новая, а сердце наше — ветхое.
Игнатий Брянчанинов (Аскетичексие опыты, т. 1)
Мы с батюшкой М. прошли несколько домов и вошли в один, особенно красивый, увитый растениями. Несколько кошек и собак лежали мирно на солнце, выставив туловище и спрятав в зелени головы. Животных не потревожило наше появление. Никем не встреченные, мы вошли в сени, прошли через две уютные, но мало аккуратные комнаты, где во многих местах стояли блюдечки с кошачьей и собачьей едой и немалым количеством мух над ними. Увидев все окружающее, я подумал, что живущий здесь человек должен быть бесконечно одинок. Его томит тоска по привязанностям земли, жажда быть постоянно окруженным любящими его существами, пусть животными, но чтобы иллюзия любви жила вокруг. Мне вдруг в голову пришла мысль, как глубоко несчастны люди, мечущиеся по жизни в вечном поиске любви, вместо того чтобы нести окружающим людям посильную помощь.
Мы вышли с противоположной стороны дома и услышали два старческих голоса, мужской и женский.
«Нет, это далеко не так просто, как вы воображаете, – говорил мужской голос. – Как это по-вашему? Впереди головы сердце идет? Тогда всякий глупенький и простенький, если он только добр и верен, может прийти к Богу? Да ведь сколько знать, и уметь, и преодолеть надо, чтобы Бог принял человека».
«Я не знаю, чего и сколько надо знать. Но что надо любить, а не быть сухим, как вы, это я знаю» – отвечал женский голос.
«Не думаете ли вы, что любя ваших кошек и собак, вы достигните цели? Разве может быть поставлена в заслугу такая любовь? Это вы себя в своих кошках любите».
Неизвестно, чем бы закончился этот спор, если бы раздраженная старушка не вышла из кустов на дорожку, на которой мы все стояли. Увидев нас и узнав батюшку М., она растерялась, выпустила из рук кошку, которая спала на ее коленях. Мы поздоровались со старушкой, она смутилась, и, обращаясь к батюшке М., сказала, что не ждала его так рано.
Батюшка ей напомнил, что вчера предупреждал о своем приходе. «В комнатах, Мария Петровна, у вас плохой воздух и не прибрано, давайте здесь побеседуем. Оставьте кошку, она найдет себе на время приют где-нибудь в другом месте, кроме ваших коленей» – промолвил батюшка М., видя, как старается старушка подобрать в подол юбки кошку, пронзительно мяукающую и рвущуюся на свободу. «Простите отец М., вы ведь не знаете, кошка моя нездорова. Я сейчас отнесу ее в комнату и вернусь» – дрожащими руками засовывая кошку в подол, сказала Мария Петровна. Но кошка с визгом вырвалась и убежала.
Старушка обескураженно смотрела ей вслед, а мы смотрели на нее. «Не тратьте времени, Мария Петровна, на мысли суетные, не называйте мне имен “мешавших” вам людей, чтобы начать жить, как живут люди, истинно ищущие встречи с Богом. Ведь неоднократно убеждал я вас заняться трудом хотя бы самообслуживания. Кого из людей, прошедших перед вашими глазами, вы любили не за то, что они были тем или другим хороши для вас? Кому вы несли мир и отдых своим существованием? А если и привнесли его единицам, то почему не люди, а животные имели счастье завоевать вашу преданность и дружбу? Животных вы предпочли Богу в людях. Не омрачайте свою жизнь глубоким осуждением и горечью, что живут на дне вашего сердца. Люди, которых вы не раз осуждали, считали неправыми по отношению к вам, ушли из этого мира, и вы больше не имеете возможности принести им свои извинения. Найдите теперь им оправдание и себе осуждение. Но не осуждение-раскаяние, а живое, активное действие любви. Каждый новый день начинайте со встречи с Богом. Встретить Бога можно только соединяясь трудом с людьми. Можно иметь мало физических сил, но нести духовную помощь людям. Мужество рождается из единения духа и сердца. Нельзя найти оправдание неряшеству в старости и слабости, они – отражение вашей духовной слабости и застарелой привычки свалить уход за собой на руки других. Думаете, что тоска, одиночество и горесть выросли из печальных обстоятельств вашей жизни? Они – отражение вашей внутренней духовной неустойчивости. Вы в каждом видите сегодня хорошее, завтра плохое, вместо того чтобы стараться в каждом увидеть частицу Бога. Ваш день начинается с тоскливой слезы, которую стараетесь развлечь случайными встречами, случайными услугами, случайным уходом за животными. Мечтаете пойти куда-то в гости, встретиться с кем-то духовным и великим. А через несколько домов от вас живет женщина, мать которой долгое время больна. Предложили ли вы хоть раз свои услуги: подежурить у постели больной и сменить замученную дочь? Одумайтесь, Мария Петровна! Отвлекитесь мыслями от себя на деле. Очнитесь и действуйте. Постарайтесь не мутить покой окружающих, не вносить разлад ни в чьи мысли, не раздражаться, не вливать печаль в сердца окружающих вас людей. Несите в сердце своем Бога, живите в его невидимом присутствии. Когда поймете, как найти истинное самоотречение и смирение, найдете и любовь к людям».
Мария Петрова молча, с опущенным взором, выслушала слова батюшки М., упала на колени, закрыв лицо руками. Батюшка перекрестил ее, подержал свои руки на ее голове, дрожащей от бурных рыданий. Я подошел к старушке, поднял ее и усадил в кресло. Если бы не мое мужество, я бы сам разрыдался от скорби за нее и сочувствие к ней.
«Не плачьте, дорогая Мария Петровна, – сказал ей я. – Призывайте имя Богородицы, она поможет найти истинный путь. Никогда не поздно, пока человек жив. Милосердие Бога безгранично. Если бы он не видел для вас возможности встать на истинный путь, не было бы сегодняшней встречи».
Не важно, кем ты в жизни был или будешь, важно одно – кто ты сейчас.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
(Лк. 26, 31-36).
Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь — новая, а сердце наше — ветхое.
Игнатий Брянчанинов (Аскетичексие опыты, т. 1)
Мы с батюшкой М. прошли несколько домов и вошли в один, особенно красивый, увитый растениями. Несколько кошек и собак лежали мирно на солнце, выставив туловище и спрятав в зелени головы. Животных не потревожило наше появление. Никем не встреченные, мы вошли в сени, прошли через две уютные, но мало аккуратные комнаты, где во многих местах стояли блюдечки с кошачьей и собачьей едой и немалым количеством мух над ними. Увидев все окружающее, я подумал, что живущий здесь человек должен быть бесконечно одинок. Его томит тоска по привязанностям земли, жажда быть постоянно окруженным любящими его существами, пусть животными, но чтобы иллюзия любви жила вокруг. Мне вдруг в голову пришла мысль, как глубоко несчастны люди, мечущиеся по жизни в вечном поиске любви, вместо того чтобы нести окружающим людям посильную помощь.
Мы вышли с противоположной стороны дома и услышали два старческих голоса, мужской и женский.
«Нет, это далеко не так просто, как вы воображаете, – говорил мужской голос. – Как это по-вашему? Впереди головы сердце идет? Тогда всякий глупенький и простенький, если он только добр и верен, может прийти к Богу? Да ведь сколько знать, и уметь, и преодолеть надо, чтобы Бог принял человека».
«Я не знаю, чего и сколько надо знать. Но что надо любить, а не быть сухим, как вы, это я знаю» – отвечал женский голос.
«Не думаете ли вы, что любя ваших кошек и собак, вы достигните цели? Разве может быть поставлена в заслугу такая любовь? Это вы себя в своих кошках любите».
Неизвестно, чем бы закончился этот спор, если бы раздраженная старушка не вышла из кустов на дорожку, на которой мы все стояли. Увидев нас и узнав батюшку М., она растерялась, выпустила из рук кошку, которая спала на ее коленях. Мы поздоровались со старушкой, она смутилась, и, обращаясь к батюшке М., сказала, что не ждала его так рано.
Батюшка ей напомнил, что вчера предупреждал о своем приходе. «В комнатах, Мария Петровна, у вас плохой воздух и не прибрано, давайте здесь побеседуем. Оставьте кошку, она найдет себе на время приют где-нибудь в другом месте, кроме ваших коленей» – промолвил батюшка М., видя, как старается старушка подобрать в подол юбки кошку, пронзительно мяукающую и рвущуюся на свободу. «Простите отец М., вы ведь не знаете, кошка моя нездорова. Я сейчас отнесу ее в комнату и вернусь» – дрожащими руками засовывая кошку в подол, сказала Мария Петровна. Но кошка с визгом вырвалась и убежала.
Старушка обескураженно смотрела ей вслед, а мы смотрели на нее. «Не тратьте времени, Мария Петровна, на мысли суетные, не называйте мне имен “мешавших” вам людей, чтобы начать жить, как живут люди, истинно ищущие встречи с Богом. Ведь неоднократно убеждал я вас заняться трудом хотя бы самообслуживания. Кого из людей, прошедших перед вашими глазами, вы любили не за то, что они были тем или другим хороши для вас? Кому вы несли мир и отдых своим существованием? А если и привнесли его единицам, то почему не люди, а животные имели счастье завоевать вашу преданность и дружбу? Животных вы предпочли Богу в людях. Не омрачайте свою жизнь глубоким осуждением и горечью, что живут на дне вашего сердца. Люди, которых вы не раз осуждали, считали неправыми по отношению к вам, ушли из этого мира, и вы больше не имеете возможности принести им свои извинения. Найдите теперь им оправдание и себе осуждение. Но не осуждение-раскаяние, а живое, активное действие любви. Каждый новый день начинайте со встречи с Богом. Встретить Бога можно только соединяясь трудом с людьми. Можно иметь мало физических сил, но нести духовную помощь людям. Мужество рождается из единения духа и сердца. Нельзя найти оправдание неряшеству в старости и слабости, они – отражение вашей духовной слабости и застарелой привычки свалить уход за собой на руки других. Думаете, что тоска, одиночество и горесть выросли из печальных обстоятельств вашей жизни? Они – отражение вашей внутренней духовной неустойчивости. Вы в каждом видите сегодня хорошее, завтра плохое, вместо того чтобы стараться в каждом увидеть частицу Бога. Ваш день начинается с тоскливой слезы, которую стараетесь развлечь случайными встречами, случайными услугами, случайным уходом за животными. Мечтаете пойти куда-то в гости, встретиться с кем-то духовным и великим. А через несколько домов от вас живет женщина, мать которой долгое время больна. Предложили ли вы хоть раз свои услуги: подежурить у постели больной и сменить замученную дочь? Одумайтесь, Мария Петровна! Отвлекитесь мыслями от себя на деле. Очнитесь и действуйте. Постарайтесь не мутить покой окружающих, не вносить разлад ни в чьи мысли, не раздражаться, не вливать печаль в сердца окружающих вас людей. Несите в сердце своем Бога, живите в его невидимом присутствии. Когда поймете, как найти истинное самоотречение и смирение, найдете и любовь к людям».
Мария Петрова молча, с опущенным взором, выслушала слова батюшки М., упала на колени, закрыв лицо руками. Батюшка перекрестил ее, подержал свои руки на ее голове, дрожащей от бурных рыданий. Я подошел к старушке, поднял ее и усадил в кресло. Если бы не мое мужество, я бы сам разрыдался от скорби за нее и сочувствие к ней.
«Не плачьте, дорогая Мария Петровна, – сказал ей я. – Призывайте имя Богородицы, она поможет найти истинный путь. Никогда не поздно, пока человек жив. Милосердие Бога безгранично. Если бы он не видел для вас возможности встать на истинный путь, не было бы сегодняшней встречи».
Не важно, кем ты в жизни был или будешь, важно одно – кто ты сейчас.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
(Лк. 26, 31-36).