*М* Просьба вернуться к обсуждаемой теме о Великом посте
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+7
Admin
nichar
Сергей КСС
miha61
Настя 28.8
Михаил55
teacher-organizer
Участников: 11
В преддверии Великого Поста...
miha61- Модератор
- Сообщения : 6917
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 62
Откуда : Москва
Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ
- Сообщение 61
Re: В преддверии Великого Поста...
Георгий Вигант- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3223
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 59
Откуда : Шангалы
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 62
Re: В преддверии Великого Поста...
А как же Масленица? Разве она не является своего рода подготовкой к Великому Посту?АЛЕКСЕЙ пишет:....
АЛЕКСЕЙ- Пользователь
- Сообщения : 255
Дата регистрации : 2011-02-06
Вероисповедание : *
- Сообщение 63
Re: В преддверии Великого Поста...
:{ul}: ну если Вы очень любите блины, то церковный устав в эти дни не против :{ul}:Георгий Вигант пишет:А как же Масленица? Разве она не является своего рода подготовкой к Великому Посту?АЛЕКСЕЙ пишет:....
Георгий Вигант- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3223
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 59
Откуда : Шангалы
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 64
Re: В преддверии Великого Поста...
А Вы как готовитесь к Великому Посту? Или Вы его не держите? (не в осуждение)АЛЕКСЕЙ пишет::{ul}: ну если Вы очень любите блины, то церковный устав в эти дни не против :{ul}:Георгий Вигант пишет:А как же Масленица? Разве она не является своего рода подготовкой к Великому Посту?АЛЕКСЕЙ пишет:....
Георгий Вигант- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3223
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 59
Откуда : Шангалы
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 65
Re: В преддверии Великого Поста...
А Вы как готовитесь к Великому Посту? Или Вы его не держите? (не в осуждение)АЛЕКСЕЙ пишет::{ul}: ну если Вы очень любите блины, то церковный устав в эти дни не против :{ul}:Георгий Вигант пишет:А как же Масленица? Разве она не является своего рода подготовкой к Великому Посту?АЛЕКСЕЙ пишет:....
АЛЕКСЕЙ- Пользователь
- Сообщения : 255
Дата регистрации : 2011-02-06
Вероисповедание : *
- Сообщение 66
Re: В преддверии Великого Поста...
Мне бы не помешало постоянство. Специальных "подготовок" кроме описанных выше нет.Георгий Вигант пишет:
А Вы как готовитесь к Великому Посту? Или Вы его не держите? (не в осуждение)
nichar- Бакалавр форума
- Сообщения : 3163
Дата регистрации : 2011-01-31
Возраст : 58
Откуда : Москва
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 67
Re: В преддверии Великого Поста...
Правильно, Георгий! Впереди масленица, нужно радоваться, в гости ходить, блины печь, хороводы водить, с горок кататься. Всему свое время. Настанет Пост, будем поститься. А пока он не настал, не надо было и тему сию открывать, только людям в искушение и озлобление, к тому же с грубыми информационными ошибками.Георгий Вигант пишет:А как же Масленица? Разве она не является своего рода подготовкой к Великому Посту?АЛЕКСЕЙ пишет:....
Лучше тему эту до середины Великого Поста закрыть. С начала Поста открыть новую о Великом Посте, или, если не открывать новую, то удалить Олин стих, дабы никого не вводил в заблуждение.
Настя 28.8- Пользователь
- Сообщения : 162
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Святая Русь
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 68
Re: В преддверии Великого Поста...
Лично меня этот стих не смущает. Хорошее чтение в преддверии Великого поста.nichar пишет:
Лучше тему эту до середины Великого Поста закрыть. С начала Поста открыть новую о Великом Посте, или, если не открывать новую, то удалить Олин стих, дабы никого не вводил в заблуждение.
Елена христианка- Бакалавр форума
- Сообщения : 1000
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Москва. РПЦ МП
Вероисповедание : православие
- Сообщение 69
Re: В преддверии Великого Поста...
По моему "разгоняться" лучше начинать уже завтра (за пару недель). К утр./веч. правилам кроме главы из Евангелия можно кафизму, другую добавить. С развлекаловом лучше завязывать, радио "Радонеж" вечером вполне достаточно. Свеже мороженные овщи, крупы, макаронные изд., на Вскр. можно рыбкой "утешиться".
Это что-то новое в подготовке к посту.
Пост начинается 7 марта. До поста сейчас закончилась сплошная седмица, след.неделя - обычная с пост.средой и пятницей. Потом масленница- сплошная седмица без поста, сырная. И только после нее Великий Пост.
К стати на масленницу всегда развлекались и веселились. 8)
Соблюдение же как постных, так и скоромных дней- это не что левая нога захотела, а что установила Церковь.
Вот ей и надо подчиняться.
Георгий Вигант- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3223
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 59
Откуда : Шангалы
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 70
Re: В преддверии Великого Поста...
А как подготовиться к Причастию в Прощенное Воскресенье перед Великим Постом? Надо ли поститься, если идёт Масленица и неделя сырная?Елена христианка пишет:
Соблюдение же как постных, так и скоромных дней- это не что левая нога захотела, а что установила Церковь.
Вот ей и надо подчиняться.
Татьяна- Пользователь
- Сообщения : 352
Дата регистрации : 2011-02-14
Возраст : 38
Откуда : Белгород
Вероисповедание : православие
- Сообщение 71
Re: В преддверии Великого Поста...
А я соглашусь с Алексеем, правда не полностью. К посту надо готовиться. Но, думаю, не сразу с головой окунаться, а постепенно входить. При том пищевой пост должен идти своим чередом, как по Уставу положено.
Простите меня, сама ничего толком не соблюдаю, а всё разглагольствую...
Простите меня, сама ничего толком не соблюдаю, а всё разглагольствую...
Настя 28.8- Пользователь
- Сообщения : 162
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Святая Русь
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 72
Re: В преддверии Великого Поста...
Нужно этот вопрос со священником индивидуально решать. По разному отцы благословляют - одни назначают сколько-то времени поста, а другие говорят, что пост должен быть сообразно с Уставом церковным, т.е. если поста на сплошной нет, то и пред Причастием его нет( только Евхаристический пост - 8 часов).Георгий Вигант пишет:А как подготовиться к Причастию в Прощенное Воскресенье перед Великим Постом? Надо ли поститься, если идёт Масленица и неделя сырная?Елена христианка пишет:
Соблюдение же как постных, так и скоромных дней- это не что левая нога захотела, а что установила Церковь.
Вот ей и надо подчиняться.
Елена христианка- Бакалавр форума
- Сообщения : 1000
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Москва. РПЦ МП
Вероисповедание : православие
- Сообщение 73
Re: В преддверии Великого Поста...
Георгий, насколько я знаю и понимаю, то в сплошные седмицы без поста к Причастию допускаются христиане ,постоянно причащающиеся в течении года. Постится не положено в сплошные седмицы, а потому Вам лучше спросить благословение на причастие в такие дни у священника.
Те, кто редко ходит в храм и причащается, для них положено причащаться в Великий пост.
Те, кто редко ходит в храм и причащается, для них положено причащаться в Великий пост.
Настя 28.8- Пользователь
- Сообщения : 162
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Святая Русь
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 74
Re: В преддверии Великого Поста...
+100%Елена христианка пишет:Георгий, насколько я знаю и понимаю, то в сплошные седмицы без поста к Причастию допускаются христиане ,постоянно причащающиеся в течении года. Постится не положено в сплошные седмицы, а потому Вам лучше спросить благословение на причастие в такие дни у священника.
Те, кто редко ходит в храм и причащается, для них положено причащаться в Великий пост.
Елена христианка- Бакалавр форума
- Сообщения : 1000
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Москва. РПЦ МП
Вероисповедание : православие
- Сообщение 75
Re: В преддверии Великого Поста...
Тань, для постепенной подготовки дана сырная неделя (масленница), уже нельзя есть мясо и рыбу. Разрешено только молочное и яйца, в т.ч. сыр и слив. масло.Татьяна пишет:А я соглашусь с Алексеем, правда не полностью. К посту надо готовиться. Но, думаю, не сразу с головой окунаться, а постепенно входить. При том пищевой пост должен идти своим чередом, как по Уставу положено.
Простите меня, сама ничего толком не соблюдаю, а всё разглагольствую...
АЛЕКСЕЙ- Пользователь
- Сообщения : 255
Дата регистрации : 2011-02-06
Вероисповедание : *
- Сообщение 76
Re: В преддверии Великого Поста...
.
Последний раз редактировалось: АЛЕКСЕЙ (20.02.11 21:50), всего редактировалось 1 раз(а)
Настя 28.8- Пользователь
- Сообщения : 162
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Святая Русь
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 77
Re: В преддверии Великого Поста...
Церковь сама премудро готовит нас к посту постепенно. Сначала седмица мытаря и фарисея - можно всё всю неделю, потом - обычная седмица, пост - среда и пятница, а дальше - сырная - уже без мяса
Елена христианка- Бакалавр форума
- Сообщения : 1000
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Москва. РПЦ МП
Вероисповедание : православие
- Сообщение 78
Re: В преддверии Великого Поста...
Георгий, хочу добавить. В прощеное воскресенье хорошо прийти вечером на службу, чтобы попросить у всех прощение и у Вас все попросят, в т.ч. и священники. Фактически прощение у священников к вам и вас является благословением на пост, т.к. Вы просите прощение и благословение. Тогда пост легко дается , по себе знаю. :{ul}:
Настя 28.8- Пользователь
- Сообщения : 162
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Святая Русь
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 79
Re: В преддверии Великого Поста...
Да, чин Прощения - совершенно удивительная вещь. Как-то без него невозможно представить начало Поста.Елена христианка пишет:Георгий, хочу добавить. В прощеное воскресенье хорошо прийти вечером на службу, чтобы попросить у всех прощение и у Вас все попросят, в т.ч. и священники. Фактически прощение у священников к вам и вас является благословением на пост, т.к. Вы просите прощение и благословение. Тогда пост легко дается , по себе знаю. :{ul}:
Елена христианка- Бакалавр форума
- Сообщения : 1000
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : Москва. РПЦ МП
Вероисповедание : православие
- Сообщение 80
Re: В преддверии Великого Поста...
Это точно, Настя! Мы с тобой одинаково думаем!
teacher-organizer- Бакалавр форума
- Сообщения : 2162
Дата регистрации : 2011-02-05
Откуда : Россия
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 81
Re: В преддверии Великого Поста...
Спасибо за продолжение темы, хотя я думала она умрёт до ....
Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.
Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).
В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.
Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).
В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.
В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.
Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.
Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.
Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).
В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».
По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».
В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.
Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.
Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).
Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.
В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.
Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.
Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).
В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.
Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).
В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.
В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.
Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.
Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.
Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).
В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».
По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».
В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.
Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.
Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).
Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.
В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.
Георгий Вигант- Почетный форумчанин
- Сообщения : 3223
Дата регистрации : 2011-02-01
Возраст : 59
Откуда : Шангалы
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 82
Re: В преддверии Великого Поста...
Спасибо!Елена христианка пишет:Георгий, насколько я знаю и понимаю, то в сплошные седмицы без поста к Причастию допускаются христиане ,постоянно причащающиеся в течении года. Постится не положено в сплошные седмицы, а потому Вам лучше спросить благословение на причастие в такие дни у священника.
Те, кто редко ходит в храм и причащается, для них положено причащаться в Великий пост.
Татьяна- Пользователь
- Сообщения : 352
Дата регистрации : 2011-02-14
Возраст : 38
Откуда : Белгород
Вероисповедание : православие
- Сообщение 83
Re: В преддверии Великого Поста...
Олечка, спаси Господи, прекрасно всё написали!!! Умница!
teacher-organizer- Бакалавр форума
- Сообщения : 2162
Дата регистрации : 2011-02-05
Откуда : Россия
Вероисповедание : Православие
- Сообщение 84
Re: В преддверии Великого Поста...
Татьяна пишет:Олечка, спаси Господи, прекрасно всё написали!!! Умница!
Таня, это не я! Это нашла нужную информацию для себя и решила с вами поделиться.
|
|