Артем Ивочкин пишет:Спасибо. Я тоже так думаю и стараюсь так и жить.
Однако, в контексте "мой вопрос - Ваш ответ" возникают трудные трудности.
- Допустим, вот я в чем-то уверен. Но кому я смогу предъявить свои чистые очи и авторитетно заявить: юридическая теория искупления неверна, потому что я, чистый сердцем, Бога узрел? Архим. Рафаил Карелин меня в клочки порвет, а игум. Петр Мещеринов засмеёт до смерти и диагностирует прелесть. А Роман Вершилло с Антимодернизма.ру запишет меня в свою базу модернистов-обновленцев.
- А если я заявлю, что Бог гневается и наказывает, потому что я весь из себя воцерковленный, и это от Бога узнал, то проф. Осипов и его коллега Зайцев... смеяться не будут, конечно, но подумают, что у меня головка бо-бо.
- Даже если бы я чудеса творил, всё равно несогласные скажут, что я это делаю силой диавола. Помнится, одному Галилеянину так и сказали.
Для ведения диалога, убеждения кого-то в чем-то, всегда нужны аргументы, которые можно проверить. Например, показать на что-то и сказать: вот, слышишь ли, что говорит по этому вопросу голос Церкви? Я же не могу в диалоге ссылаться на себя самого, своё чистое око и святую жизнь.
Скорость света, хоть она как константа научна доказана, тоже опротестовывается, уже даже, пока невероятный, экспериментальный результат есть. А что доказательства? - в основе постулаты как догмы, а матпреобразования по большей части эвристичны. Все это пока дает результаты, физика не собирается менять свое научное мировоззрение. А если скорость света все же можно превысить, я сторонник этой мысли, то ничего страшного ни с физикой, ни с наукой не случится. И с Церковью тоже. Есть голоса в науке и успешное научное сообщество "голосит" в толстых журналах, получает финансовые вливания. И голос Церкви также слышен в соборных постановлениях благодаря многим голосам святых, может быть, и нынешних популяризаторов. И людям многим нужна Церковь и важен голос Церкви, приходящий как аккорд книг, мнений батюшек, много чего другого. Верующие поэтому и поддерживают Церковь. Для кого-то слишком много всего в голосе, для них это гул. Нет веры как уверенности.
Голос Бога и голос Церкви, которые есть здесь и сейчас, от Воплощения до Второго Пришествия - это онтологически разные (хотя м.б. и связанные) реальности?
Вообще-то не было бы Божьего голоса, то не было бы и голоса Церкви. Другое дело, что есть люди, которые считают, что голос Церкви доносит до них искаженное Божье звучание, и полагаются на свой "богоприемник", часто повторяя, что Бог у них в сердце. Странно, любое мнение нужно верифицировать, а жизнь в церкви, подобное и в науке, дает такую возможность. Как? Это отдельный вопрос. Методики нет и мы имеем только советы святых, ну еще и профессора Осипова да других "резонаторов" голоса Церкви. Но об этом все же можно судить лучше, имея опыт церковной жизни. Особо хотелось бы подчеркнуть молитвенный опыт, конечно, в сочетании с таинствами, Реальности наличия голосов и их онтологическое родство или другое не стал бы обосновывать с привлечением теории отражения, т.к. в Церкви главное Слово Божие, проникающее в человека как прививка от совершенного к несовершенному. Так и происходит единение человека с Богом. Отражение не соединяет, а регистрирует и преобразовывает для целей реагирования - отчуждает знания.
- Спойлер:
Ну вот и где после этого голос Церкви и как его услышать?
Голос Церкви, да, наверное перебираю, отражает голос Бога, но на основе голоса Церкви лучше познается Слово Божье, это направляет к тому, чтобы крепче соединяться С Господом Богом, Его вождение будет и голосом и всем самым главным.