Скажу вот о чем. Искусство, как правило, берет своих героев из реальной жизни. Есть какое-то типичное явление, есть какая-то насущная проблема. И на основе реальных фактов, реальных судеб - выписывается герой произведения. Характерный пример из православного творчества - знаменитый "Отец Арсений". Таких батюшек сотни были, здесь все жизненно, достоверно. А вот "отец Анатолий"... Ни одного подобного случая я не знаю. Может, я, конечно, человек малообразованный, неначитанный. Может, неисповедимыми путями Божиими и было такое, чтобы подобный жалкий трус, предатель, еще до конца не раскаявший свои иудин грех, нарушивший Божии и людские законы, еще не поняв толком, простил ли его Господь, признающийся отцу наместнику, что "мира в душе нет" - творить чудеса, исцелять, изгонять бесов? Я, правда, знаю историю одного старца, убившего некогда человека. Но, это была совсем другая история. Он, будучи узником советского лагеря, убил надсмотрщика-истязателя, чтобы спасти от смерти его беззащитную жертву+
А ведь есть, напротив, множество примеров судеб, совсем непохожих на "отца Анатолия"! Ибо "верный в малом - и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Мф. 25.21). Первые послевоенные насельники Троице-Сергиевой лавры чуть ли не наполовину были вчерашними фронтовиками. С честью прошедшие Великую Отечественную Войну, и отнюдь не искавшие в стенах монастыря убежища от возмездия за дезертирство... Всем известный старец о. Кирилл (Павлов). Великий подвижник о. Тихон (Агриков). Воевавший во Вторую мировую войну Паисий Святогорец. На них, и на всех наших многочисленных батюшек-воинов фильм этот бросает неприятную, мутную тень. Совершенно справедливо пишет в своей статье об "Острове" о.Владимир Седов - скорее преданный "отцом Анатолием" Тихон стал бы старцем, а не эта показанная в фильме "тварь дрожащая". Может, я не прав, ну тогда приведите другие примеры, хоть один! Расскажите о ком-либо, хоть отдаленно напоминающего "отца Анатолия".
На одном моменте хотелось бы остановиться подробнее. Несть числа примерам, когда святости, и необыкновенных даров чудотворения сподоблялись от Господа искренне раскаявшиеся разбойники, преступники, еретики, иноверцы... Нет ни капли сомнения - Богу все возможно. Но не припомню ни одного случая, чтобы явная Благодать Божия почивала на человеке мятущемся, не прощеным еще ни Богом, ни людьми. "Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся" - сказал батюшка Серафим. "Нет мира в душе" - говорит "старец" Анатолий, однако люди вокруг него спасаются. 20 лет каялась в пустыне преп. Мария Египетская. Но, заметьте, не принимала паломников, не исцеляла никого, не задавала никому вопросы: "За что Каин убил Авеля?".
На многие подобные неувязки у авторов фильма ответ простой - "но это ведь притча..." А по мне, так обыкновенное вранье. Сухоруков в интервью рассказывал, как вся съемочная группа "уламывала" Мамонова, который, вероятно, чувствовал это вранье и не хотел его играть. Уломали...
Есть еще один неприятный момент, связанный с этим фильмом. У любого православного, слова "остров" и "старец" несомненно должны вызвать совершенно конкретную ассоциацию - о. Николай Гурьянов. Вот с кого надо было бы "ваять" героя фильма. Но, как говорится, "и близко не лежало", конечно же. Мамонову в лучшем случае удалось бы сыграть какого-нибудь болящего, страждущего получить молитвенного заступничества Батюшки, но никак не самого старца. Получилось странно. Есть у нас прекрасные, дивные подвижники Божии, подвизавшиеся в прошедшем веке - преп. Серафим Вырицкий, блаж. Матрона Московская, иеросхим. Сампсон (Сиверс), преп. Алексей Мечев, схииг. Савва, преп. Лаврентий Черниновский, блаж. Любушка+ Почему бы их не взять за образец? Но куда там, это, видимо, слишком духовно было бы. Нам старец нужен посовременнее, покруче. Но "не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (1 Кор) Вот мы и выбираем, перед кем нам быть безумными - перед Богом, или перед мiром+
Очень непонятные моменты фильма - ракурсы съемок богослужения в храме. Камера как бы стоит на месте Царских врат или амвона. Чьими глазами нам предлагают взглянуть на службу? Также - все сцены молений "старца". Крупным планом, глаза в глаза, на нас смотрит Мамонов. Но, православный человек обычно молится перед иконой. Зачем зрителя помещают вместо иконы?