Митрофорный протоиерей Анатолий Кириченко (Кириакидис)
(с)
Неделя 14-я по Пятидесятнице
(Мф. 22, 2-14)
- Рече Господь притчу сию: Уподобися Царство Небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему. И посла рабы своя призвати званныя на браки, и не хотяху прити (Мф 22, 2-3)
Из нынешнего Евангелия и толкования на него мы можем увидеть, как Бог призывает всех людей к совершенству в мире и любви, к радости жизни везде и во всем, но так как мы не понимаем о чем речь, то и отказываемся от Божьего призвания и от самого Бога.
Причины нашего отказа могут быть самые разные, но все они ничтожно малые по сравнению с тем, что предлагает нам Бог. Мы осознаем то, что родившись в этом мире, не смогли бы выжить без посторонней помощи своих родителей или покровителей, которые присматривали за нами, растили и воспитывали нас. Став взрослыми мы воспринимаем жизнь такой, какой видим ее именно мы, согласно своим знаниям жизни– жизненному опыту. Мы строим свою жизнь такой, какой явно себе ее представляем, но то, что вне нашего понимания, мы порой не учитываем. Нам кажется, что мы уже достаточно взрослые, что бы самостоятельно принимать решения, но это не совсем так и в этом наша главная ошибка.
Во-первых, мы не сами по себе являемся в этот мир в образе человека, не сами по себе рождаемся в этот мир и не сами по себе становимся взрослыми. Мы, как и наши родители получили человеческий образ и саму жизнь от Бога. Во вторых, в мире, в котором мы явились, кто-то нас кормил, одевал, воспитывал и учил жить. Так что выросли мы стали тоже не сами по себе. Во всем мире принято уважать родителей и наставников, но не тем ли более мы должны уважать Бога, который дарует людям жизнь и все для жизни. В третьих, помимо нас, наших родителей и наставников были и есть другие умные люди, которые могли бы нас еще многому научить. Каждый новый день задает нам новые вопросы и ставит перед нами новые задачи, для решения которых нашего жизненного опыта и опыта наших наставников может оказаться недостаточно, потому, что сами люди не застрахованы от ошибок и при том, как бы не стать марионеткой в чужих руках. Что в таком случае нам делать? Где искать правды, помощи и покровительства?
Люди истинно верующие в Бога обращаются с молитвой к Богу. Идут в храм и через святые таинства совершённые священниками общаются с Богом. Что бы более понимать жизнь, читают жития святых Божьих людей и стараются жить жизнью во Христе. Но если мы отказываемся от Бога, от Церкви и жития святых, то мы оказываемся в опасном, а то и безвыходном положении.
Так в нынешнем Евангелии Бог позвал к себе, казалось бы, достойных людей, но они решили, что имеют достаточно веские причины отказаться от царского приглашения, такие как – купля села, приобретение волов и своя собственная свадьба. Когда же царь прислал снова к ним своих слуг с призванием, то они в гневе накинулись на царских слуг. Разгневался тогда царь, пришел и предал смерти своих нерадивых подданных, и город их сжёг. Тогда сказал слугам своим, что бы шли и звали всех, кого встретят. Всем входящим на царский пир царь даровал чистые одежды. И наполнился дом царев. Придя на пир, царь увидел, что некто пренебрег его чистыми одеждами и, не одев их сел за стол. Спросил тогда царь пренебрегшего милостью царскою, почто сделал так? И нечем было оправдаться нерадивому гостю. Тогда велел царь связать ему руки и ноги, и кинуть во тьму кромешную, где плачь и скрежет зубом.
Таким образом, обрекли себя на погибель не только те, что прогневали царя своим отказом и жестокосердием, но и тот, кто пренебрег милостью царскою. Непослушание Богу и жестокосердие приобретают погибель, а нерадение о милости Божьей приобретает оковы греха. Вот что значит не верить Богу и пренебрегать Его милостью.
Как мы видим, люди не веруют в Бога потому, что не осознают всей полноты, красоты и радости жизни в Боге. Такие люди, может быть что-то, и слышали о Боге, но каким образом Он имеет отношение к ним, не знают и не понимают. Слова Бог и Церковь, по сути, им ни о чем не говорят. Они воспринимают только то, о чем знают и то, что подвластно их разуму, а то, что вне их знаний и разума считают не реальными не нужным. Причины такого нерадения самые разные, но главные из них – это жизнь без Бога, духовное несовершенство, и суета житейская, которые ввергают человека в соблазн, гордыню, зависть и злобу. Корень же этих причин в том, что родители сами не живут и детей своих не учат благочестивой жизни. Виновато так же и общество, в котором люди пренебрегают благочестием, но прежде всего, виноват сам человек, когда не желает жить благочестиво. Все наши болезни и беды от того, что мы противимся воле Божьей. Живем своеволием, и как говорится – куда кривая выведет, а ведь так не должно быть. В мире существует разумный порядок. Все в свое время – весна, лето, осень, зима. Время сеять и время жать и т. д. Представьте себе, что на дороге все будут ездить так, как им захочется, что тогда будет? Правильно, авария на аварии. Вот так и в нашей жизни, если не жить по Закону Божьему, то будет авария на аварии везде и во всем.
Вне жизни во Христе и по причине своего духовного невежества люди считают, что свои дела важнее Божьего призвания. Такие люди всегда заняты. То они покупают землю, то технику, то у них своя свадьба, и так далее, а дела Божьи подождут. Для таких людей сходить на базар, купить машину, погулять на дне рождении или устроить свадьбу в воскресный день важнее воскресной Литургии. Им главное то, что подумают о них люди, а не Бог. В Великий праздник вместо того, чтобы заняться делами Божьего призвания, пойти в Церковь и предстать пред Богом, суета человеческая устраивает свои праздники жизни. А при случае, если и приходят такие люди в храм то крутятся и вертятся как лещ на сковородке, не знают, куда стать и что делать, всех рассматривают и им кажется, что, так же как и они, все на них смотрят. От того и отвлекаются от молитвы, и отвлекают истинно верующих людей, или наоборот, всем все подсказывают. По первом-то, не знают куда руки деть и куда ноги поставить, а пройдет совсем немного времени – все-то они знают и все то они умеют. От того и суетятся, и разговаривают или бегают по храму, а если и станут в углу, то мыслями кто знает где, но только не в храме и не перед Богом. Потому, что все в грехах, как в репейниках, а ведь одежда то должна у нас быть совсем другая.
- Облекитесь, - говорит апостол Павел, - как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств (Кол 3, 12-14).
Вот к какому пиру нас призывает Бог. Пир этот – единство Иисуса Христа и Его Церкви, и наше единение с Богом через Иисуса Христа и Его Церковь. Вот она истинная любовь и истинная свадьба Святого Духа и нашей души.
Всех тех, кто сегодня далек от веры в Бога, прошу, хорошенько подумайте, в чем суть призвания нашего к жизни? Ради чего мы живем на этом свете, ради чего учимся, трудимся, создаем семью, устраиваем дела? Каков смысл нашей жизни? А ведь смысл жизни - это самая главная ценность нашего существования. Без смысла жизни все наши знания и труды бессмысленны, напрасны и бесполезны - как тело без души, как Земля без жизни.
В чем же все-таки, смысл нашей жизни? В нашем своеволии, в наших желаниях или в наших приобретениях? Нет! Смысл нашей жизни заключается в том, чтобы быть причастником Вечной Жизни, жить для Вечности и Вечностью, одним словом смысл нашей жизни в Боге. Смысл жизни для православных в вере в Господа и Бога нашего Иисуса Христа и жизни во Христе. Кто познал жизнь во Христе, тот воистину счастлив и доволен жизнью