"И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших." (Свяое Евангелие.)
Имеется в виду, что если просит прощения, то прощайте, а не так, что тот просит у тебя прощения, а ты не прощаешь. И не будет в духовном плане ему полезно, что ты простил его, а тот остаётся во зле. Он сам должен понять, что нужно извиниться, а не заминать дело, типа: "Ах, ну ты меня прощаешь, ну тогда ладно" и так грех и испорченность страстью остаётся в нём, хоть прощай его, хоть не прощай. Если пред тобой не извенится, то, стало быть и пред Богом не покается, как не признающий за собой грех. Что же касается стояния на молитве, то на ней не нужно ни о чём думать, а заключить ум в словах молитвы. А прежде молитвы учат даже сначала помолиться о врагах.
Так Авва Зенон говорил: "Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его: тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его". Нужно с любовью молиться о врагах, чтобы они познали свои грехи, возненавидели их, опечалились о совершённом и чтобы Бог исполнил их добродетелей, через грех изгибшие.
И Отец Небесный прощает согрешения только кающихся пред ним.
"Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя." (Преподобный Ефрем Сирин.)
Тоже самое, но поясню значиние только слова "всякого", чтобы не было заблуждения, мол кающихся и не кающихся. Под словом "Всякого" имеется в виду не важно каким грехом согрешивших, будь то даже убийство или богохульство, но только если согласится, что виноват и извинится перед тобой. А далее, для полноты покаяния, ему следует покается пред Богом, принести исповедь в церкви.
"Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему."(Свяое Евангелие.)
Здесь Бог четко говорит,что прощать надо только того,кто просит прощения.
Бог и в Евангелии от Луки это же имел в виду, но у Матфея ранее более пространно открыл.
Хорошо отвечает Феофилакт Болгарский: "Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: «если... брат твой... согрешит против тебя», ты «выговори ему» наедине, и «если послушает тебя, ты... приобрел» его, «если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух», и прочая, что евангелист Матфей (Мф. 18:15-17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот «да будет... тебе как язычник и мытарь», о которых должно молиться о вразумлении.
Вспомните в каком-то из жития святых некий монах послушал еврея и усомнился в вере Христовой. Его прозорливому старцу было открыто это от Бога и старец с тех пор больше не хотел его видет. И как много монаху после этого предстояло каяться, чтобы старец его простил и снова принял к себе! Так поступал старец не из ненависти, а из любви к нему, чтобы в полной мере согрешивший пришёл в сокрушение, так как нету ничего хуже, чтобы усомниться в вере во Христа. Не прощать и наказывать упорствующих - это не значит ненавидеть, но проявлять любовь.
"Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Откр. 3:19).
Сщмч. Киприан Карфагенский пишет: "Кто согрешающего нежит льстивыми ласками, тот только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми услугами, но промышлять о спасительных лекарствах. Не искусен тот врач, который слегка только ощупывает напухающие извилины ран: сохраняя заключенный внутри, в глубоких впадинах, яд, он только увеличивает его силу. Надобно открыть рану, рассечь и, очистивши от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной вопиет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль - он будет потом благодарить, когда почувствует себя здоровым". К самим же согрешающим Господь взывает покаяться перед тем, кому они нанесли боль:
"Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (Матф. 5:25).
Бывает ли прощение без покаяния?
Наш Бог - есть Бог кающихся, а не некающихся. Вспомните притчу о блудном сыне. Когда ушёл он в распутство и погряз во зле, то ни
Отец, ни
слуги его не пошли за ним, чтобы сказать, мол прощают его, пусть возвращается. Но только, когда тот сам понял свою вину и вернулся с покаяным чувством, только тогда отец побежал ему на встречу и простил всё, приняв с великим почётом.
"Станем есть и веселиться!ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" (Лк. 15:23-24). И в монастырях всегда строго. Это ещё хорошо, если наказанием отделаешься, а не изгнан будешь вовсе за своё непослушание и досаждение братии.