На сайте газеты "Завтра" наткнулся на коментарий к статье "Священная загадка", посвященной равноапостольной Марии Магдалине, ну и попутно (согласно тематике того сайта), задета политика, президент и многое другое, неважное. Прошу представителей РПЦ МП высказать свое мнение по этому сообщению пользователя Ravil (обязан назвать его, коль цитирую):
Открытие, благодаря которому Путин восстановил суверенитет России.
Учение Христа сосредоточено в заповеди “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Эта заповедь есть квинтэссенция всего, что говорил и чему учил Иисус. Все высказывания Христа (проповеди, притчи и т.д.) есть комментарий к этой заповеди.
В христианской Библии эта заповедь имеет следующие определения: “закон совершенный, закон свободы” (Иак.1,25), “закон царский” (Иак.2,8).
О значимости этой заповеди сказано: “Весь закон в одном слове заключается: “люби ближнего твоего как самого себя” (Гал.5,14).
Аналогичные высказывания о значимости этой заповеди сделали и самые известные еврейские мудрецы. Рабби Акиба назвал эту заповедь “величайшим правилом Торы”, а рабби Гиллель сказал про нее: “Это - вся Тора”.
Правильное понимание этой заповеди есть необходимое и достаточное условие правильного понимания учения Христа. Без правильного понимания этой заповеди нет правильного понимания учения Христа.
Суть открытия
Заповедь “Возлюби ближнего своего как самого себя” является двусмысленной - имеет два смысла.
Двусмысленность заповеди задана двусмысленностью лексической частицы “как”, которая может иметь два значения, а именно, 1) значение сравнительного союза и 2) значение “в качестве”.
Например,
В предложении “Лондон молчит как безмолвная рыба” частица “как” является сравнительным союзом.
В предложении “Лондон известен как международный финансовый центр” частица “как” имеет значение “в качестве”.
Может ли одно и то же предложение иметь два разных смысла?
Может, рассмотрим две жизненные ситуации.
Первая ситуация.
Женщина одна растит ребенка. Когда ребенок достиг сознательного возраста, женщина выходит замуж. В доме появляется новый человек, который для ребенка является чужим - и биологически, и психологически.
Ребенок говорит себе: “Я должен полюбить этого человека как своего отца”.
В этом предложении частица “как” является сравнительным союзом.
Вторая ситуация.
Женщина одна растит ребенка. Когда ребенок достиг сознательного возраста, женщина вновь встречает того человека, с которым у неё когда-то был роман, и который является биологическим отцом её ребенка. Она выходит за него замуж. В доме появляется новый человек, который является биологическим отцом для ребенка, но еще чужим психологически.
Ребенок понимает, что это его родной отец, и говорит себе: “Я должен полюбить этого человека как своего отца”.
В этом предложении частица “как” имеет значение “в качестве”.
Как видим, одно и то же предложение может иметь два разных смысла.
Форма предложения одна, а содержание разное.
Таким образом главная заповедь Христа “Возлюби ближнего своего как самого себя” имеет два смысла - из-за двусмысленности лексической частицы “как”.
Если частица “как” является сравнительным союзом, то смысл заповеди можно выразить словами: Возлюби ближнего своего так же, как любишь самого себя.
В этом случае заповедь является трудновыполнимым моральным требованием - “тяжелым и неудобоносимым бременем”. Тогда как Иисус говорит: “Бремя Мое легко” (Матф.11,30).
Если частица "как" имеет значение "в качестве", то смысл заповеди можно выразить словами: “Возлюби ближнего своего в качестве самого себя” или
“Возлюби ближнего своего - самого себя”.
В этом случае заповедь говорит человеку о его единстве с ближним. То есть заповедь объясняет человеку его сущность, вернее, его единосущность со своим ближним: человек и его ближний являются частями единого организма - тела Хистова. Отдельный индивид не имеет сущности - только как часть тела Христова человек обретает смысл, обретает единосущность с другими частями тела Христова. Части тела Христова соединяются любовью.
Заповедь призывает человека обрести сущность. Проповедуемая заповедью любовь к ближнему предстает как осознанная необходимость. Заповедь любви к ближнему является не бременем, а благом. Иисус так и говорит: “ Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Матф.11,29-30).
Двусмысленность заповеди существует во всех европейских языках, в том числе, в греческом языке, на котором был написан Новый Завет.
Какой смысл заповеди является истинным, а какой ложным?
Обратимся к первоисточникам.
Заповедь любви к ближнему впервые дана в Торе - книга Ваикра, 19:18 (Левит, 19:18).
На иврите заповедь звучит: “Ве аhавта ле реаха КАМОХА” – “И возлюби ближнего своего КАК СЕБЯ”.
“Ка” - на иврите означает союз “как”. Этот союз обозначается одной буквой, называемой “каф”, которая пишется слитно с последующим словом. Еврейские мудрецы называют этот союз “каф hа димйон” – “каф” подобия.
На иврите эта заповедь тоже является двусмысленной.
Но в иудаизме культивируется правильное понимание смысла этой заповеди, а именно: Возлюби ближнего своего в качестве самого себя.
Знатоки Торы так объясняют смысл заповеди: “Он мой ближний в том же смысле, в каком одна рука является ближним другой руке; этот пример мудрецы приводят, объясняя, как можно представить себе, что я не буду мстить, да еще и не буду злопамятствовать. Если ты представляешь, как одна рука не мстит другой за то, что она ее порезала, то ты можешь понять,каким образом ты можешь не мстить и не злопамятствовать другому человеку из народа Израиля, поскольку он принадлежит тому целому, живому организму, частью которого являешься и ты”.
Как понимали смысл заповеди первые христиане?
Апостол Павел пишет: “Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены” (Рим.12,5).
Первые христиане относились друг к другу как члены единого организма - тела Христова. Поэтому они жили в коммуне.
В книге “Деяния святых апостолов” читаем:
“Все же верующие были вместе и имели все общее” (Деян.2,44);
“У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто
ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее” (Деян.4,32).
Итак, для первых христиан смысл заповеди был однозначен: Возлюби ближнего своего в качестве самого себя.
Как получилось, что подлинный смысл главной заповеди Христа был утрачен – это отдельная тема. Здесь же мы говорим только об обнаружении подлинного смысла этой заповеди.
Только в русском языке перед сравнительным союзом “как” ставится запятая, а перед частицей “как”, имеющей значение “в качестве”, запятая не ставится. Таковы правила русского языка. В других европейских языках запятая не ставится в любом случае.
Во всех печатных изданиях на русском языке в этой заповеди стоит запятая: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. То есть во всех религиозных текстах на русском языке четко указано, что частица “как” в этой заповеди является сравнительным союзом. Таким образом только в русском языке зафиксирован ложный смысл заповеди. Это обстоятельство является наглядным подтверждением того, что сегодня христианский мир пользуется ложным смыслом заповеди, который культивирует разделение и конкуренцию между людьми.
Открытие не имеет заключения экспертов. Но есть факты, которые не требуют подтверждения экспертов и которые может оценить и признать любой здравомыслящий человек, обладающий базовыми школьными знаниями. Эти факты следующие.
Факт первый. Библейская заповедь любви к ближему является двусмысленной - имеет два смысла. Вышеизложенные лингвистические примеры делают двусмысленность заповеди очевидной. Здравомыслящий человек не нуждается в заключении экспертов, чтобы признать очевидный факт.
Факт второй. Заповедь любви к ближнему является главной заповедью в учении Христа. Этот факт не нуждается в подтверждении экспертов – как было отмечено выше, этот факт подтверждают в своих посланиях апостол Иаков и апостол Павел.
Факт третий. Тема двусмысленности главной заповеди Христа нигде не освещена. Это можно легко проверить, если через интернет сделать соответствующие запросы, например, "Двусмысленность заповеди любви к ближнему" или "Два смысла заповеди любви к ближнему" - поисковая система ничего не дает по этой теме. Для сравнения. В юриспруденции двусмысленность закона недопустима. Все законы имеют подробные комментарии юристов. Все эти комментарии можно легко найти через поисковую систему интернета. (Все имеющиеся публикации в интернете о двусмысленности этой заповеди сделаны автором открытия. Эти публикации сделаны под разными никами, но все они являются однородными - во всех этих публикациях использована одна и та же аргументация и все они размещены на общедоступных форумах).
Очевидность перечисленных фактов говорит о том, что вопрос признания факта открытия не является сложным вопросом, требующим подтверждения экспертов. Вопрос признания факта открытия является вопросом совести и политической целесообразности. Точно так же, как признание любой неудобной правды является вопросом совести и практической целесообразности.
Главная заповедь Христа отвергает основные принципы капитализма - разделение и конкуренцию. Открытие показывает, что капитализм и учение Христа несовместимы - сторонники капитализма не могут более апеллировать к авторитету Христа. Открытие отвергает принцип светской власти “Разделяй и властвуй” и утверждает принцип Божьей власти “Да будут все едино”, отвергает принципы светского государства и утверждает принципы Царства Божьего.
Социальный порядок, основанный на принципах разделения и конкуренции, известный как капитализм, станет нелигитимным, если лишится своей важнейшей составляющей - ценностного согласия. Открытие срывает с капитализма покров религиозного оправдания. Главная заповедь Христа раскрывает сущность человека и делает очевидным то, что капитализм является античеловечной системой, так как его принципы противоречат сущности человека и его интересам. Авторитетное подтверждение открытия и его предание всемирной огласке способно разрушить капитализм.