†2 июня 2006 года, 5 лет назад отошёл ко Господу великий русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. - 31.05.2011
Творчество, профессиональная и общественная деятельность, понимание смысла жизни и справедливости, православная вера русского скульптора рубежа ХХ–ХХI веков Вячеслава Михайловича Клыкова всегда направляли и ориентируют нас на органичное сочетание традиций и новаций, служение ценностям русской православной культуры. За это его уважают все, кто любит Россию, и ненавидят, боятся наши враги.
«У русского человека большое, пространственное мышление, космический, вселенский взгляд на вещи, — писал Клыков. — И образ только тогда становится вечным, когда в нём как бы начинает биться сердце вечности. И когда в художнике зародился образ и исполнился силой, то его очень важно удержать, запечатлеть твёрдой, волевой, холодной формой безупречности. Ибо только внешне безпристрастный, но внутренне живой образ становится символом, знаком вечности».
С годами формировалась не только художественная, но и гражданская позиция творца. Невозможно отделить Клыкова-скульптора от Клыкова-гражданина. Всем своим творчеством он утверждал историческую основу, на которой должна стоять Россия: Православие, самодержавие, народность. «Для каждой творческой работы — я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей музыкантов, скульпторов и т. д. — необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив — моё уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю её судьбу, как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота — по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».
Вячеслав Михайлович — автор 200 памятников, в частности: святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, вмч. Георгию Победоносцу, игумену земли Русской прп. Сергию Радонежскому, свв. равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, преподобному Серафиму Саровскому, Царю-мученику Николаю II, воинам-инокам Пересвету и Ослябе, преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне, святителю Савве Сербскому, равноапостольным княгине Ольге и князю Владимиру, св. блгв. князю Димитрию Донскому, святому Илии Муромцу, митрополиту Иоанну (Снычёву).
Он считал, что это — ключевые фигуры христианской истории, что своими духовными подвигами они предначертали судьбу России. Памятник преподобному Сергию Радонежскому — особая веха в жизненном и творческом пути скульптора. И ещё он говорил:
«Я страстно хочу увидеть законного российского самодержца, порадоваться за народ наш, который через все испытания, страдания, лишения и тяготы вернётся к Богу и будет жить по законам Его. Вот тогда русский народ может обрести и мир, и достойную жизнь, и согласие. Исполнению этой мечты я хотел бы посвятить жизнь». Так говорил Клыков и так он жил. Два памятника Императору Николаю II поставил скульптор, и оба были взорваны и вновь восстановлены им. А сколько сил было положено Клыковым на объединение монархических сил в России, на проведение Земских соборов, на воссоздание Союза русского народа. Остаётся только удивляться, когда Вячеслав Михайлович успевал творить? Он горел, как свеча. Невозможно перечислить все памятники, которые создал великий скульптор и которые посвящены великим поэтам и писателям России: Пушкину, Бунину, Достоевскому, Хлебникову, Батюшкову, Рубцову, Белову, Крупину и, конечно, Шукшину. Нельзя не вспомнить о его памятниках великому реформатору Петру Аркадьевичу Столыпину, полководцам Александру Васильевичу Колчаку и маршалу Георгию Константиновичу Жукову.
Тема грандиозности победы в Великой Отечественной войне пронизывает всё творчество скульптора. Самым значительным по масштабу стал памятник на Прохоровском поле под Курском, созданию которого предшествовало десять лет напряжённой работы.
На пятидесятиметровую высоту взметнулась белоснежная свеча звонницы, увенчанная золотою державою, с вычеканенными на ней словами Христа: «Больше сия любве никто же не имать, да кто душу положит за други своя». А на державе — фигура Богоматери, простёршей Свой Покров над всей Россией, Домом Пресвятой Богородицы. На створках звонницы — каменная летопись Великой победы: двадцать четыре огромных, многофигурных рельефа, где 130 образов. И встало здесь вместе с воинами земными воинство небесное. В памятнике Клыкова воплотился великий собирательный символ Великой победы.
В последний год жизни у него была своя «болдинская осень»: он поставил более 20 памятников. И самым значительным из них стал памятник киевскому князю Святославу, сыну князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги. Князь Святослав сверг хазарское иго, победив Хазарский каганат.
«Дорогие братья и сёстры, вы начинаете великое дело осмысления событий, связанных с разгромом князем Святославом Хазарского каганата в 965 году, — говорил Клыков. — Русскому народу в наше время важно знать, а главное правильно понимать суть этой судьбоносной победы. Верю, что, возжигая пламя знаний о подвигах Святослава, вы согреете миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнёта нынешней сионистской олигархии».
Вячеслав Михайлович сказал всем нам, кто остался жить: «Ничего не бойтесь, идите и побеждайте зло в себе и в мире. Народ наш русский — народ-государственник. Он — основа русской и российской государственности. Наша беда в том, что сегодня мы разъединены и разобщены. Мы должны осознать свою силу. Наша сила в правде и единстве. Вместе мы богаче и сильнее любого олигарха. Это должен осознать каждый русский человек. И тогда мы победим. Правда за нами, за Россией правда! Она победит, и мы победим вместе с ней!»
Святослав Иванович ГРИГОРЬЕВ, д.с.н., профессор,
Александр Михайлович ЕГОРЫЧЕВ, д.ф.н., профессор