Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!



Join the forum, it's quick and easy

Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

Апология

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12

» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39

» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41

» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39

» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34

» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19

» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11

» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09

» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52

» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23

» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47

» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47

» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54

» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20

» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43

» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Перечитывая классику

    avatar
    верующий скептик
    Новичок
    Новичок


    Сообщения : 36
    Дата регистрации : 2011-02-02
    Возраст : 58
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : Православие

    Перечитывая классику Empty Перечитывая классику

    Сообщение  верующий скептик 12.04.22 22:08

    Можем ли мы называть А.С.Грибоедова православным христианином? По свидетельству Ф.В.Булгарина, прославленный драматург часто, усердно и с благоговением молился в храме Божием во время богослужения. Православное благочестие сочеталось у него с искренней, неподдельной любовью к Отчизне и русскому народу. «Любезный друг! — говорил он. — Только в храмах Божиих собираются русские люди, думают и молятся по-русски. В русской церкви  — я в отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, Ярославе в Киеве, Новгороде, Москве, что то же пение одушевляло набожные души. Мы русские — только в церкви, а я хочу быть русским.»
       
    В.К.Кюхельбекер вспоминал в своём «Дневнике» о том, как Грибоедов любил перечитывать начальные пять глав книги пророка Исайи. А С.Н.Бегичев утверждал, что Александр Сергеевич мечтал о возможности как-то сочетать свою дипломатическую службу в Персии с проповедью христианства коренным жителям этой страны. Перед последним отъездом в Персию автор «Горя от ума» предчувствовал свою трагическую гибель. Тогда он долго и горячо молился в часовне Иверской Божией Матери (которую москвичи часто именовали Вратарницей и Матушкой-Заступницей), словно вверяя Ей свою судьбу….
     
    Внутренний мир выдающегося художника был сложен, в чём-то парадоксален и не укладывается в общепринятые схемы. Будучи верующим человеком, А.С.Грибоедов был в то же время гуманистом и рационалистом, воспринимавшим идеи радикального преобразования общества как безусловное благо. Разумеется, противоречивость его мировоззрения не могла не отразиться в созданных им художественных образах.
     
    Христианское миросозерцание Грибоедова проявилось в его сочувствии к угнетённым и зависимым представителям «низшего» сословия, волею обстоятельств страдающим от барского произвола. («...На них он выменял борзые три собаки!»). Протест против унижения человеческого достоинства, несомненно, содержит в себе духовную подоплёку: «простолюдин» — это прежде всего человек, созданный по образу и подобию Божьему. Вместе с тем сострадание к униженным и оскорблённым сочетается у Грибоедова с обличительным пафосом ниспровергателя традиций, возросшего на идеях европейского Просвещения.
     
    Национальная самобытность стиля и языка комедии, меткость и справедливость саркастических выпадов Чацкого против поверхностного подражательства Западу парадоксально сочетается с европоцентричной системой ценностей Грибоедова — сторонника прогрессистских преобразовательных идей.
     
    «Горе от ума» — сатирический памфлет и именно поэтому отличается субъективизмом. Александр Андреевич Чацкий противопоставляет себя фамусовской Москве, которая становится символом косного, отжившего, дряхлеющего крепостнического мира.  Нельзя не отметить, что в бескомпромиссной критике произвола, самодурства и низкопоклонства было много справедливого. Вместе с тем серьёзное изучение навсегда отошедшей в прошлое эпохи убеждает нас в односторонности позиции Чацкого, не способного увидеть положительных сторон в сложившемся укладе московской жизни того времени. Кстати, в этой односторонности справедливо упрекали Грибоедова некоторые его современники (например, замечательный поэт П.А.Вяземский).
     
    Всякий раз, возвращаясь к произведениям писателей-классиков, мы призваны заново отвечать на поставленные авторами злободневные и вечные вопросы, при этом учитывая опыт жизнедеятельности многих поколений, отделяющих нас от периода жизни и творчества создателя литературного шедевра. По словам известного литературоведа М.М.Дунаева, «злоба дня, того дня, когда произведение вновь является перед читателем, зрителем, слушателем, может отвлечь внимание от важнейшего, вневременного. С прошествием же времени высвобождается более важное, сущностное для всех времён, о чём и сам автор мог порой не подозревать и чего не прозревать в собственном сознании — парадокс искусства».
       
    «Горе» Чацкого — не только в несовпадении его принципов с теми жизненными ценностями, которыми живёт фамусовское общество. Внутренняя причина «миллиона терзаний» — в нём самом: в ложной направленности рационалистического «ума», в стремлении к собиранию земных сокровищ, а главное — в необузданной страстности и гордыне. Именно гордыня побуждает главного героя комедии столь язвительно поносить «московское общество», вызывающе грубить Фамусову (отцу девушки, к которой Чацкий относится как к невесте), унижать окружающих хамоватым высокомерием и при этом ещё удивляться тому, что «свет» его отвергает и характеризует как «безумного». Трагическое заблуждение Чацкого — в его горячем, всепоглощающем стремлении к чисто внешним преобразованиям в обществе. При этом он не осознаёт важности внутренней борьбы со своим грехом во имя духовного преображения личности. Ведь и общество может стать более совершенным, если произойдут серьёзные изменения прежде всего в умах и сердцах людей. Верная направленность ума принесёт его обладателю благо, а не горе….
     
    Н.В.Гоголь писал о персонажах комедии: «Все лица комедии Грибоедова суть такие же дети полупросвещения, как Фонвизиновы — дети непросвещения, русские уроды, временные, преходящие лица, образовавшиеся среди брожения новой закваски. Прямо-русского типа нет ни в ком из них; не слышно русского гражданина. Зритель остаётся в недоумении насчёт того, чем должен быть русский человек. Даже то лицо, которое взято, по-видимому, в образец, т.е. сам Чацкий, показывает только стремление чем-то сделаться, выражает только негодованье противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не даёт в себе образца обществу». Подобная резкая оценка — приговор чужебесию и бездуховности, царящих в великосветских салонах первой трети 19 столетия. Для Н.В.Гоголя понятия русский и православный — синонимы. Именно поэтому он воспринимает «детей полупросвещения» как чужестранцев в собственном Отечестве, не теряя надежды, что им на смену придут люди с цельным духовным миросозерцанием.
     
    Но неужели в московском обществе того времени не было по-настоящему достойных людей с чёткими нравственными принципами, кодексом чести и благородства? Как-то не хочется верить тому, что в «высшем свете» задавали тон лишь беспринципные стяжатели и карьеристы, раболепно склоняющиеся перед влиятельными особами. Сравнивая некоторых персонажей комедии с их прототипами, можно сделать вывод, что Грибоедов был не вполне справедлив к обличаемому им «московскому обществу». К примеру, прототипом Хлёстовой была помещица Анастасия Дмитриевна Офросимова, которую можно без преувеличения охарактеризовать как сильную и влиятельную личность консервативного направления. Она справедливо отстаивала всё, что было хорошего во времена её молодости, от души высмеивая всё дурное в новом поколении. Здравомыслящая и проницательная, одарённая от природы трезвым умом, А.Д.Офросимова выработала меткий взгляд на житейские обстоятельства и духовно-нравственный облик представителей высшего московского общества, к которому принадлежала по рождению и воспитанию. Её откровенность и правдивость не знали границ, а резкие «приговоры» по отношению к порокам и безнравственности отличались беспощадностью. Язвительные выпады Настасьи Дмитриевны против окружающих (особенно против молодёжи) были до того резки и прямолинейны, что женщина добрейшей души получила от современников эпитет «злоязычной».
     
    Предвзятое отношение автора комедии к личностям, подобным Офросимовой, было следствием его либеральных, просветительских, гуманистических убеждений. Этот колоритный тип московской барыни, хранительницы традиций и «преданий старины глубокой», приобретает в художественном истолковании Грибоедова резко сатирические, гротескные и даже откровенно шаржированные черты. Вместе с тем, будучи умным и чутким художником, Александр Сергеевич был вынужден вскользь отметить такие положительные черты Хлёстовой, как справедливость (обличение героиней комедии безнравственного поведения Загорецкого) и сострадательность к Чацкому, которого и впрямь есть за что пожалеть.
     
    Не будет лишним указать и на то, что А.Д.Офросимова — прототип не только Хлёстовой, но и графини Марии Дмитриевны Апраксиной из «Войны и мира». Однако Л.Н.Толстой в противоположность Грибоедову выводит этот образ с несомненной симпатией, акцентируя внимание на национальных и народных чертах характера своей героини. Мария Дмитриевна добра и прямодушна, а грубоватость её манер органично сочетается с присущей её душе сокровенной нежностью и сердечной теплотой. Характерно, что в отличие от большинства описанных в романе-эпопее завсегдатаев светского общества, говорящих по преимуществу на французском языке, графиня Апраксина всегда говорила по-русски. Отправив четырёх сыновей на войну, она, по собственному признанию, «не тужит», всецело уповая на Божью милость.
     
    Много интересных, чрезвычайно поучительных и ценных для современного читателя сведений о столичном обществе первой четверти 19 века можно почерпнуть из книги «Грибоедовская Москва», принадлежащей перу историка литературы Михаила Осиповича Гершензона (1869-1925).
    Автор этой замечательной книги нимало не идеализировал обычных выходцев из дворянского сословия той эпохи, но всё же отдавал им явное предпочтение перед своими современниками. В одном из писем к брату Михаил Осипович признавался в том, что подчас испытывал зависть к людям 20х–30х годов 19 столетия, с ненасытным упоением рассматривая картины, в которых изображался их уютный и неторопливый быт. В своём воображении он приобщался к миру существования современников Пушкина, Грибоедова, Вяземского, воспринимая время жизнедеятельности этих замечательных личностей как  период расцвета отечественной культуры.

    Исключительно благоговейное отношение к творческому наследию классиков золотого века русской литературы сочеталось у Гершензона с критическим мышлением и оригинальностью концепций в области отечественной культуры и философской мысли. Именно он в 1909 году выступил инициатором издания (а также как автор предисловия) сборника «Вехи», объединившего видных российских мыслителей и публицистов своего времени.

    Почтительная любовь Гершензона к стародворянской культуре не могла не сочетаться с резким неприятием критического, обличительного пафоса Чацкого, направленного против этой культуры и характерного для Москвы тех лет духовного, бытового, психологического уклада жизни. Полемически опровергая односторонность критики фамусовского общества, Гершензон в «Грибоедовской Москве» неопровержимо свидетельствовал о России периода царствования Александра Павловича как о «потерянном рае», как об обществе людей с «насыщенным», а потому и цельным мировоззрением.
     
    Главным лицом художественного исследования «Грибоедовская Москва» можно назвать Марию Ивановну Римскую-Корсакову. Ей принадлежал двухэтажный московский особняк с фасадом, выходящим на Страстную площадь (впоследствии здесь размещалось здание 7-й мужской гимназии). Именно этот особняк — «прототип» дома Фамусова, в котором от начала до конца развёртывается действие грибоедовской комедии. Автор «Грибоедовской Москвы» указывает на характерную для Марии Ивановны (как и для других зажиточных московских дворян) благотворительность: в её доме на правах членов семьи постоянно жили нищие старушки и слепой старичок Пётр Иванович; сама хозяйка дома ласково называла своих жильцов «инвалидной командой».
     
    Мария Ивановна была своего рода живым олицетворением московского быта и образа жизни. Она принадлежала к тому же высшему светскому обществу, что и её сверстница А.Д.Офросимова, и между этими представительницами старомосковской знати было немало сходства. Основными чертами характера Марии Ивановны были такие свойства, как жизнелюбие, весёлость, непосредственность, бойкость. «А как бойка она на язык! Её письма так и пестрят меткими словами и сочными характеристиками».
     
    Сыновья Марии Ивановны Павел и Григорий были достойными, доблестными патриотами Российской державы, участниками Отечественной войны 1812 года. М.И.Римская-Корсакова дала своим детям исключительно нравственное воспитание, приучая их к «честным правилам»: «кто их имеет, тот и счастлив, а все побочные неприятности в сей жизни, не надо так сокрушаться, сносить с терпением, и всё будет хорошо». Но главным достоинством этой московской барыни было свойственное ей православное благочестие: каждое воскресенье, а подчас и в среду, она усердно молилась на богослужении либо в одном из домовых храмов, либо в Страстном монастыре. Она была убеждена в том, что «всякое дело надо начинать с молитвою, а особенно где зависит счастие человека. <...>. Причащается она обыкновенно в субботу на Страстной или в Светлое Воскресенье. Ездит она и в Ростов на богомолье; в 4 поутру ложится в кибитку, — туда 3 дня, там 3 дня да назад 3».


    Можно не сомневаться в том, насколько бы преобразилась наша повседневная жизнь, если бы усилия тратились не на погоню за призрачным и сиюминутным, а на созидание и приумножение того лучшего, что завещали нам наши благочестивые предки.  Москва издревле отличалась самобытным укладом жизни, который воплотился в реальность лишь благодаря самоотверженному труду представителей разных сословий. Высшее московское общество состояло не из одних молчалиных, репетиловых, загорецких, но из честных, деятельных патриотов, воинов и созидателей. Именно они защищали Отечество в 1812 году и в меру своих способностей укрепляли российскую государственность. Украшением этого общества, как говорилось выше, были и такие благочестивые хранительницы традиций, как А.Д.Офросимова и М.И.Римская-Корсакова.


    Один из рецензентов книги «Грибоедовская Москва» историк литературы Николай Лернер писал: «Рассказчик вводит нас в роскошный дворянский цветник, выросший на крепостном навозе, в эту сытую, «грешную и пустую», но не во всём грешную и пустую жизнь. Было в ней что-то хорошее, а главное, и такое встречалось, чему мы, люди более сложного и нравственно требовательного века, не можем не позавидовать. Это — духовная цельность, с которою жили и умирали такие натуры, как главная героиня «Грибоедовской Москвы»; внутренняя и внешняя законченность слов и поступков, свойственная только людям, выражающим собою некую замкнутую, завершённую, успокоившуюся в достигнутом времени культуру».

      Текущее время 13.05.24 3:08