Мы видим марксизм на Западе как общественное и политическое движение, но именно поэтому марксизм является весьма экстравагантной и необычной философской системой - чем-то вроде абстрактной живописи или атональной музыки. Представьте себе философское учение как политическую партию. Вот выборы в парламент Италии, и там марксистам противостоят фрейдисты или кантианцы. Абсурд. Когда на Западе всерьёз говорят о марксизме, то подразумевают под ним некоторое политическое движение, особый сорт социальной риторики или, если уж и философскую систему, то систему крайне экстравагантную, экзотическую - некоторую глобальную ошибку сознания или необходимый противовес собственно философии - философский карнавал, андерграунд. Как социальное движение марксизм, конечно, имеет прочные основания в западной культуре. На Западе вообще необычайно ценятся любые, самые причудливые формы социальной жизни. Современный европейский город органично включает в себя жилые и вполне функциональные здания XVI или даже XII века. Там понимают, что создать в тысячу раз труднее, чем разрушить, и строительство воспринимается не как строительство "вместо", а как строительство "рядом". Соответственно, и новая постройка ощущается как некоторый элемент давно сложившейся застройки, то есть нечто в значительной мере условное. Марксизм как ещё одна форма участия в политической жизни государства неразвитых слоёв населения всячески ценится и приветствуется.
При этом собственно партийная верхушка состоит совсем не из "марксистов". Это высокопоставленная часть местной интеллигенции, левое масонство, иногда очень высоких степеней посвящения. В этом смысле представитель даже занюханной английской коммунистической партии вполне может быть приглашён на раут в элитарный клуб для высшей аристократии, так что неудивительно возникновение при таких условиях феномена Кима Филби и тому подобных вроде бы необъяснимых социальных парадоксов европейской истории ХХ века. И Карл Поппер очень сочувственно относился к Карлу Марксу не из-за философских, а из-за религиозных соображений. Иррациональная философия марксизма прагматику Попперу была более чем чужда. Но Поппер - набожный масон относился к своему великому брату с искренним почтением и уважением. Считать вследствие этого Маркса великим философом так же наивно, как считать великим писателем лавочника Сидорова только на том основании, что он ходил в ту же приходскую церковь, что и Достоевский, и был таким образом его духовным братом.
Марксизм в России был воспринят прежде всего как философия, система объяснения мирового устройства, "краеугольный камень". Но как раз как "краеугольный камень" марксизм не выдерживает никакой критики. Это редкое, экстравагантное ответвление материализма, который и сам по себе как "ствол" тоже вещь весьма экзотическая. Согласно марксисткой мифологии, со времён античности борятся две философские системы: "идеализм" и "материализм" - "линия Платона и линия Демокрита". При этом считается, что материалисты - это образованнейшие учёные, а идеалисты, в лучшем случае, слабые на голову тугодумы. Странно, однако, что за тысячелетнюю историю античной философии "линия материализма" состояла из полутора человек, а у "идеалистов" насчитываются десятки и сотни имён.
Сказать, что между материалистами и идеалистами велась борьба, - всё равно, что сказать, что в воздухоплавании велась борьба между строительством аппаратов легче воздуха и тяжелее. Действительно, аппараты легче воздуха соблазнительны своей дешевизной и вообще "самоочевидностью". Но все десятки, сотни, тысячи авиаконструкторов сталкивались при этом с таким огромным количеством проблем, что плюнули на саму идею как в корне порочную.
Осталось для аттракционов и рекламы. История одна и та же со времён Демокрита: шар надули, он поднялся в воздух, потом тихо опустился незнамо где. Всё. Вот вся история материализма. Материалистическое мировоззрение, лёгкое и самоочевидное, поэтому заманчивое для дилетантов, таит в себе столько конструктивных недостатков и трудноразрешимых проблем, что давно уже махнули рукой. И главная из этих проблем в том, что сама материалистическая философия есть отрицание материализма, поскольку это "философия", то есть нечто идеальное, - с точки зрения материализма несущественное, и даже несуществующее. Материализм ставит в центр мира всё тот же аристотелевский логос, но при этом утверждает, что это пустяк, пар. "Иллюзия". Это и есть идеализм в самом дурном смысле этого слова - андерграунд.
Поэтому-то как раз у идеалистов мы находим настоящих учёных, основателей античной "высшей школы" - Платона и Аристотеля. Что касается Демокрита, отца-основателя материалистической философии, то он производит впечатление человека более чем странного. Символом античного андерграунда принято считать Диогена, "сумасшедшего Сократа", который прямо на площади "справлял дела Афродиты и Деметры". Да кого же этим сейчас удивишь? Эка невидаль - прилюдно занимался мочеиспусканием и онанизмом! Для художественной богемы в Нью-Йорке это быт. А вот "учёный" Демокрит сделал покруче. Он выколол себе глаза и при этом постоянно хохотал. Вы представляете, КАК это выглядело. Идёт слепец, вытянув перед собой руки, и по-юродски хохочет: хы-хы-хы-ы-ы. Это и сейчас превратило бы Демокрита в короля хиппи. (В среде которых, кстати, марксизм и пользовался большими симпатиями.) И так всю дорогу. "Материалисты учёные, следят науку". Но при этом почему-то оказывается, что Энгельс, будучи человеком богатым и живя в культурной и обеспеченной стране, так и не смог получить СРЕДНЕГО образования. Но всю жизнь писал умственные книжки. Которые, как явствует из наивного письма советских философов, даже через десятилетия после его смерти СТЕСНЯЛИСЬ ПУБЛИКОВАТЬ.
Плохо не то, что философия марксизма глупа и порочна - что здесь такого: ну, глупа, ну, порочна. То, что ей обрадовались в России - стране дураков - даже вполне естественно. То, что марксизм в России восприняли как религию, - тоже не страшно, он таковой в определённой степени и являлся. То, что марксизм разросся в русских условиях в гигантское социальное движение, - тоже "не трагедия". Ошибка, и ошибка фатальная, заключалась в том, что во-первых, все эти три ипостаси в плоских русских мозгах слились воедино (а это лет за 10-20 превратило марксизм в форму психического заболевания) и, во-вторых, в том, что советский марксизм был построен не "рядом" с предшествующей ему культурной традицией, а "вместо", так что его можно только "снести", ибо и социально, и "хронологически" он занял лучшее место, совершенно ему не принадлежащее. Не принадлежащее ни по уму, ни по совести.
При этом собственно партийная верхушка состоит совсем не из "марксистов". Это высокопоставленная часть местной интеллигенции, левое масонство, иногда очень высоких степеней посвящения. В этом смысле представитель даже занюханной английской коммунистической партии вполне может быть приглашён на раут в элитарный клуб для высшей аристократии, так что неудивительно возникновение при таких условиях феномена Кима Филби и тому подобных вроде бы необъяснимых социальных парадоксов европейской истории ХХ века. И Карл Поппер очень сочувственно относился к Карлу Марксу не из-за философских, а из-за религиозных соображений. Иррациональная философия марксизма прагматику Попперу была более чем чужда. Но Поппер - набожный масон относился к своему великому брату с искренним почтением и уважением. Считать вследствие этого Маркса великим философом так же наивно, как считать великим писателем лавочника Сидорова только на том основании, что он ходил в ту же приходскую церковь, что и Достоевский, и был таким образом его духовным братом.
Марксизм в России был воспринят прежде всего как философия, система объяснения мирового устройства, "краеугольный камень". Но как раз как "краеугольный камень" марксизм не выдерживает никакой критики. Это редкое, экстравагантное ответвление материализма, который и сам по себе как "ствол" тоже вещь весьма экзотическая. Согласно марксисткой мифологии, со времён античности борятся две философские системы: "идеализм" и "материализм" - "линия Платона и линия Демокрита". При этом считается, что материалисты - это образованнейшие учёные, а идеалисты, в лучшем случае, слабые на голову тугодумы. Странно, однако, что за тысячелетнюю историю античной философии "линия материализма" состояла из полутора человек, а у "идеалистов" насчитываются десятки и сотни имён.
Сказать, что между материалистами и идеалистами велась борьба, - всё равно, что сказать, что в воздухоплавании велась борьба между строительством аппаратов легче воздуха и тяжелее. Действительно, аппараты легче воздуха соблазнительны своей дешевизной и вообще "самоочевидностью". Но все десятки, сотни, тысячи авиаконструкторов сталкивались при этом с таким огромным количеством проблем, что плюнули на саму идею как в корне порочную.
Осталось для аттракционов и рекламы. История одна и та же со времён Демокрита: шар надули, он поднялся в воздух, потом тихо опустился незнамо где. Всё. Вот вся история материализма. Материалистическое мировоззрение, лёгкое и самоочевидное, поэтому заманчивое для дилетантов, таит в себе столько конструктивных недостатков и трудноразрешимых проблем, что давно уже махнули рукой. И главная из этих проблем в том, что сама материалистическая философия есть отрицание материализма, поскольку это "философия", то есть нечто идеальное, - с точки зрения материализма несущественное, и даже несуществующее. Материализм ставит в центр мира всё тот же аристотелевский логос, но при этом утверждает, что это пустяк, пар. "Иллюзия". Это и есть идеализм в самом дурном смысле этого слова - андерграунд.
Поэтому-то как раз у идеалистов мы находим настоящих учёных, основателей античной "высшей школы" - Платона и Аристотеля. Что касается Демокрита, отца-основателя материалистической философии, то он производит впечатление человека более чем странного. Символом античного андерграунда принято считать Диогена, "сумасшедшего Сократа", который прямо на площади "справлял дела Афродиты и Деметры". Да кого же этим сейчас удивишь? Эка невидаль - прилюдно занимался мочеиспусканием и онанизмом! Для художественной богемы в Нью-Йорке это быт. А вот "учёный" Демокрит сделал покруче. Он выколол себе глаза и при этом постоянно хохотал. Вы представляете, КАК это выглядело. Идёт слепец, вытянув перед собой руки, и по-юродски хохочет: хы-хы-хы-ы-ы. Это и сейчас превратило бы Демокрита в короля хиппи. (В среде которых, кстати, марксизм и пользовался большими симпатиями.) И так всю дорогу. "Материалисты учёные, следят науку". Но при этом почему-то оказывается, что Энгельс, будучи человеком богатым и живя в культурной и обеспеченной стране, так и не смог получить СРЕДНЕГО образования. Но всю жизнь писал умственные книжки. Которые, как явствует из наивного письма советских философов, даже через десятилетия после его смерти СТЕСНЯЛИСЬ ПУБЛИКОВАТЬ.
Плохо не то, что философия марксизма глупа и порочна - что здесь такого: ну, глупа, ну, порочна. То, что ей обрадовались в России - стране дураков - даже вполне естественно. То, что марксизм в России восприняли как религию, - тоже не страшно, он таковой в определённой степени и являлся. То, что марксизм разросся в русских условиях в гигантское социальное движение, - тоже "не трагедия". Ошибка, и ошибка фатальная, заключалась в том, что во-первых, все эти три ипостаси в плоских русских мозгах слились воедино (а это лет за 10-20 превратило марксизм в форму психического заболевания) и, во-вторых, в том, что советский марксизм был построен не "рядом" с предшествующей ему культурной традицией, а "вместо", так что его можно только "снести", ибо и социально, и "хронологически" он занял лучшее место, совершенно ему не принадлежащее. Не принадлежащее ни по уму, ни по совести.