Вчера рассказывал своим пятиклашкам (я работаю учителем истории) легенду о Ромуле и Реме. Древние римляне верили, что, будучи младенцами, эти два брата-близнеца были брошены в реку Тибр в корзине. Чудом корзина прибилась к берегу, и добрые люди их спасли. Сразу вспоминается похожая история с Моисеем. Еще одна параллель: Ромул убил брата Рема и затем основал город (Рим), Каин убил брата Авеля, а потом тоже построил город (первый в истории человечества, согласно Бытию). Как это воспринимать: и там, и там сказка? Сюжеты-то одни и те же. Думаю, что если хорошо покопаться в мифологии далеко отстоящих от христианства народов, что, наверняка, найдем историю о трех волшебниках, которые путешествуют из одной страны в другую, чтобы найти Божественного младенца и вручить ему подарки.
Я где-то читал, что по верованиям древних греков бог Дионис мог превращать воду в вино, а Посейдон ходил по воде, ну а Асклепий воскрешал мертвых. Автор этой книги утверждал, что христианские переписчики Библии стремились доказать язычникам, что мол наш Христос не хуже ваших богов, и приписывали Христу то, что Он не совершал. Я, конечно, не верю в прямой подлог. Все могло быть (я подчеркиваю: могло, то бишь я не уверен) сложнее. Сначала вызревало устное предание. Оно постепенно освящалось авторитетом духовных лидеров раннехристианской общины. Передавалась из уст в уста. А потом какой-нибудь переписчик, который с молоком матери впитал эти рассказы о жизни Христа, мог внедрить их в письменный текст, искренне полагая, что восстанавливает утраченную истину. Тогда ведь не было книжек с пронумерованными страницами! Евангелия писались на свитках, которые могли теряться во время многочисленных гонений, наконец, они просто портились, так как писались не на дорогом пергаменте, а на дешевом папирусе (где-нибудь в Александрии). В те времена устному слову авторитета верили больше, чем письменному тексту. А сам этот ваторитет мог ссылаться на предшественников, и концов не найти.
Вопрос: ваше мнение? Посещают ли вас подобные сомнения? Как вы их разрешаете для себя? Как вы относитесь к Библии: видите в ней буквальную истину или допускаете то, что Бог может говорить с людьми на языке понятных для них мифов?
Я где-то читал, что по верованиям древних греков бог Дионис мог превращать воду в вино, а Посейдон ходил по воде, ну а Асклепий воскрешал мертвых. Автор этой книги утверждал, что христианские переписчики Библии стремились доказать язычникам, что мол наш Христос не хуже ваших богов, и приписывали Христу то, что Он не совершал. Я, конечно, не верю в прямой подлог. Все могло быть (я подчеркиваю: могло, то бишь я не уверен) сложнее. Сначала вызревало устное предание. Оно постепенно освящалось авторитетом духовных лидеров раннехристианской общины. Передавалась из уст в уста. А потом какой-нибудь переписчик, который с молоком матери впитал эти рассказы о жизни Христа, мог внедрить их в письменный текст, искренне полагая, что восстанавливает утраченную истину. Тогда ведь не было книжек с пронумерованными страницами! Евангелия писались на свитках, которые могли теряться во время многочисленных гонений, наконец, они просто портились, так как писались не на дорогом пергаменте, а на дешевом папирусе (где-нибудь в Александрии). В те времена устному слову авторитета верили больше, чем письменному тексту. А сам этот ваторитет мог ссылаться на предшественников, и концов не найти.
Вопрос: ваше мнение? Посещают ли вас подобные сомнения? Как вы их разрешаете для себя? Как вы относитесь к Библии: видите в ней буквальную истину или допускаете то, что Бог может говорить с людьми на языке понятных для них мифов?