Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!



Join the forum, it's quick and easy

Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

Апология

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12

» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39

» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41

» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39

» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34

» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19

» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11

» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09

» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52

» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23

» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47

» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47

» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54

» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20

» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43

» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Публика, публицисты и Церковь.

    Нюся
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума


    Сообщения : 27089
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Русская Православная Церквоь

    Публика, публицисты и Церковь. Empty Публика, публицисты и Церковь.

    Сообщение  Нюся 23.10.13 14:40

    Церкви не дают голоса. На антицерковную статью Кончаловского ответил Чаплин


    Церкви не дают голоса. На антицерковную статью Кончаловского ответил Чаплин, но его РГ не опубликовало. А недавно вышло ещё одно интервью с Кончаловским не менее критическая относительно и России, и веры. Поэтому ответ Чаплина был опубликован на другом ресурсе. Источник религаре: news.mail.ru/politics/15303917/?sent=1#articlepoll

    Пусть история рассудит

    Настоящая статья была представлена в "Российскую газету" в конце мая этого года как вклад в дискуссию о месте религии в жизни общества, начатую публикациями Андрея Кончаловского, диакона Андрея Кураева и Кшиштофа Занусси. Несмотря на многократные заверения редакции о том, что текст пока не публикуется лишь по техническим причинам и будет опубликован позднее, сегодня поступила информация, что руководством газеты принято решение вовсе не публиковать статью автора, ответственного в Церкви за поднимаемый в ней круг вопросов.

    Очень рад тому, что вопросы веры и неверия, взаимосвязи религии и общественной жизни серьезно обсуждаются в "Российской газете". Признателен Андрею Кончаловскому за честный текст, спровоцировавший дискуссию, Кшиштофу Занусси и отцу Андрею Кураеву – за ее развитие через христианские ответы, читателям газеты – за заинтересованные, подчас эмоциональные, но почти всегда корректные отклики.



    Накал дискуссии не случаен. Ведь на самом деле мы говорим о главном: о том, как будет устроена жизнь общества и что при этом для нас значит понятие конечной истины, которая, по крайней мере, с точки зрения верующего человека, всегда одна. Да, нас настойчиво призывают жить в мире плюрализма правд, но на самом деле даже самый последовательный постмодернист понимает: если нет двух правд в судебном процессе или в математике, то вряд ли могут они ужиться и в мировоззренческом споре.

    Говорить о духовных и идейных основах жизни общества гораздо более важно, чем об экономических или политических "приоритетах" момента. Нашу судьбу решают не они. Политику и экономику по большому счету определяют тоже не они, а мировоззрение. Даже мелкий с точки зрения вечности "вопрос о власти" – и то определяется не ими. Поэтому начатый Андреем Кончаловским спор и вызвал столько откликов. Речь о векторе нашего пути в будущее. О том, какими станут личности и народ. Да и имеет ли право на жизнь народ как организм, как тело (а не как "гражданское общество" – атомизированное и построенное на сбалансированных противоречиях, да к тому же якобы обреченное на вечный конфликт с "властью").

    Отец Андрей Кураев, наверное, бывает прав, когда утверждает, что в XXI веке религия, богословие становятся центральным фактором мировых процессов. Решительно опровергнуты жизнью прогнозы об отмирании религии не по мере старения забывших Бога и уставших от себя наций, а по мере экономического развития. Не совпали с жизнью и попытки навсегда отправить религиозность в сферу семейной, общинной, а "в идеале" – сугубо частной, "интимной" жизни, в forum internum, который никто не может проконтролировать, но до которого одновременно якобы никому не должно быть дела как до вещи социально незначимой. Религия и была, и остается неотделимой от коллективного сознания и коллективного действия. Недаром еще драфтеры Всеобщей декларации прав человека, язык которой потом заимствовался во многих международно-правовых документах, говорят о свободе "исповедовать (to manifest) свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком". Конституция России, также заимствуя международно-правовой язык, гарантирует свободу "иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Итак, свобода религии – что в контексте закона, что в контексте реальности – имеет не только индивидуальное, но и коллективное измерение, распространяется как на внутренний мир человека, так и на его общественно значимые действия.

    И, значит, религиозные вопросы не могут не быть предметом общественной дискуссии. Вопреки мнению Андрея Кончаловского, спор между верой и неверием идет не только в России или мусульманских странах – идет он и в упомянутых кинорежиссером Болгарии и Греции, а совсем недавно он вырвался пламенем миллионных маршей из-под газонов "секулярнейшей" Франции. Андрей Сергеевич напоминает, что когда-то "богословы состязались в красноречии и логике даже на византийских базарах". Сейчас происходит то же самое – религиозные вопросы обсуждаются столь же живо. Я давно перестал ходить на интернет-"базары", столкнувшись на них с гибридом обмана и самообмана (во многом навязанного рядовому пользователю). Но вот и с попутчиками в метро, поезде или самолете, и с таксистами, и с продавцами, и с прохожими теперь оказываюсь должен практически всегда обсуждать духовно-общественные вопросы.

    Параллельно происходит обсуждение двух тем, доставшихся нам в наследство от ХХ века: межнациональных и социальных отношений. В области первых многим вдруг стало ясно: никакого "нового человека" создать даже в самых технологичных плавильных котлах пока не получилось и вряд ли получится. Люди разнятся и, похоже, всегда будут разниться по национальным характерам. Более того, у них не исчезает, но усиливается чувство принадлежности к более масштабному бытию – к сообществам с разными моделями идеального общества, причем такие модели могут быть противоположными друг другу и даже взаимоисключающими.

    В экономико-социальной сфере жизнь и мысль оспаривают "аксиомы", еще недавно казавшиеся незыблемыми. Читатель "РГ" Ринат, споря с Андреем Кончаловским, пишет: "Человечество пришло к такому пределу, когда надо полностью пересматривать отношение к распределению ресурсов... Иначе не избежать глобальной катастрофы". Так сегодня считают многие. Сама возможность вечного экономического роста небезосновательно ставится под сомнение. Цикл развития, который начался в XVI веке протестантским "распечатыванием" библейского запрета на ссудный процент и продолжился эмансипацией экономики от "глупых запретов" и "устаревшей морали", похоже, заканчивается. Наиболее успешными в грядущем мире скудости ресурсов и невозможности экономических рывков наверняка окажутся те страны и сообщества, которые будут практиковать умеренность, восстановление связи финансовой экономики с экономикой товаров и услуг, да и просто умение довольствоваться малым. Что мы, Россия, должны делать в этой ситуации – пытаться любой ценой впрыгнуть в поезд, который, возможно, несется в пропасть, или подумать о том, чтобы проложить собственный маршрут?

    Убежден, что наша история на самом деле свидетельствует: нам всегда было лучше, когда происходило второе. Когда власть не пыталась ориентироваться на внешние рецепты, даже поддержанные некоторой частью внутренней элиты, а слушала собственный народ. Андрей Сергеевич спрашивает: "Нынешнее руководство развалило Россию или Россия "развалила" его"? Ответим вопросом на вопрос: а кто сказал, что Россия, да и то самое руководство, так уж развалены? Произошло скорее другое: элита, пришедшая к власти на волне прозападного оптимизма девяностых, со временем поняла, что этот оптимизм не совпадает ни с волей народа, ни с его интуициями, ни с правдой жизни. И значит, надо меняться. И значит, народ оказался мудрее и сильнее "руководства", а уж тем более бывших олигархов и экспертной элиты. В этих условиях у власти и "руководящего слоя" было два пути – настаивать на безжизненных установках до конца (как Лжедмитрий, Петр, Ленин, Троцкий и Горбачев) или прислушаться к народу и подстроить политику под него (как первые и последние Романовы, нелюбимый и не оправдываемый мною Сталин, да и нынешняя власть, которую я отнюдь не идеализирую). Второй путь для России всегда был продуктивен, приводил к реальному и долгому, а не бутафорскому и скоротечному процветанию, да и просто обеспечивал людям счастливую жизнь. Не случайно господин Рахманин, наш читатель из Новосибирской области, написал: "Народ сам создает себя, как бы ему ни мешали".

    Правильными я бы назвал и духовные интуиции народа. Почитание святынь, на мой взгляд, – не "язычество", а естественное для всех проверенных жизнью религиозных традиций понимание того, что Бог общается с нами, живущими в материальном мире, в том числе через материальные вместилища Своей благодати. Христос, ставший человеком, дает нам Свою Плоть и Свою Кровь – главную святыню христианства, вполне материальную. Более того, Он по-разному говорит с разными людьми – с кем-то через толстые книги и сложные слова, заставляющие напряженно работать пытливые умы, а с кем-то через солнечный свет, улыбку простой верующей женщины, несколько абзацев евангельской притчи, неожиданное чудо, святыню, способную пробудить простую, но искреннюю веру. И людей, слышащих именно это, большинство. Нам такая реальность может не нравиться, но Бог о ней знает.

    Со многими Господь говорит и через общественное действие. Не случайно большинство народов, включая наш, стали христианскими именно вследствие решений, принятых властью и воспринятых обществом. На призыв Христа отвечают не только индивидуумы, тем более "анонимные", как предполагает Андрей Сергеевич, но и целые народы. Соглашусь со своим многолетним добрым собеседником Кшиштофом Занусси в том, что вера не должна инструментализироваться в угоду власти. Но вот с тем, что это "грех Константина", я все-таки не согласен. Когда власть, Церковь и народ вместе придерживаются евангельских идеалов – это не только не "грех", это вершина христианского устроения общества, и именно так мыслило большинство святых, древних и недавних. Да, идеал симфонии подчас искажался – то ради греховного стремления духовенства к мирской власти, то ради не менее опасного стремления подчинить Церковь чисто земным интересам, интересам власть имущих или оппозиционеров. Но отказываться от этого идеала – значит отказываться от самой сути христианского общественного наследия, подневольное забвение которого приводит в тупик многие западные христианские общины и в возвращении к которому – их шанс на новую жизнь.

    Как ни странно, я бы не хотел делать из этих размышлений какие-то выводы. В любом случае наш нынешний диалог, диалог верующих и неверующих, надо продолжать. И хорошо, если его итогом будет хотя бы признание друг за другом права предлагать обществу – не только российскому, но и мировому, безо всякой изоляции – свои пути устроения жизни и определения места в ней религии. Без попыток начать разговор с того, чтобы отказать одному из мировоззрений в праве если не на жизнь, то на общественное влияние. А там посмотрим... Пусть история рассудит, что у кого получится.
    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Согласна с отцом Всеволодом, что подчас некоторые вопросы веры приходиться обсуждать в разном обществе и в разных местах. И это практически самый важный аспект человеческой жизни.
    источникorum-svyatynya.ukraine7.com/t1320-topic#7364

      Текущее время 01.06.24 18:34