сейчас звучит, как ругательство, а кого ругаем? Самих себя?
Процитирую немного :
Слова “Черная сотня”, “черносотенный”
сегодня воспринимаются большинством
крайне негативно, как синонимы к словам
“нацистский”, “фашистский”, “дикий”, “бескультурный” и пр. Эти ярлыки настолько
приклеены к “Черной сотне”, что даже
многие вдумчивые исследователи патриотического толка воспринимают их как
аксиому. Но это чудовищный обман, ложь,
въевшаяся в наши кости. “Аксиома” не
требует доказательств, поэтому, говоря о
“черносотенном терроре”, авторы обычно
ими не балуют. Но настоящая причина
умалчивания аргументов - в их отсутствии. Факты, которые требуют такого
отношения к черносотенцам, просто не
существуют, существует очередной миф.
Однако есть серьезные исследования
вопроса о черносотенцах, научно-исторически опровергающие существующие
мифы. Обратимся к работам известного
литературоведа, историка и публициста
Вадима Кожинова, систематизированным
в книге “Россия. Век ХХ-й”. Далее я буду
цитировать эту книгу с некоторыми комментариями по изданию: Кожинов В.В.
Россия. Век ХХ-й. (1901-1939). История
страны от 1901 года до “загадочного” 1937
года. Опыт беспристрастного исследова-
ния. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
- 448 с. (Курсивом текст В. Кожинова).
Словосочетание “черная сотня” вошло
в русские летописи, начиная с XII века
и играло первостепенную роль вплоть до
петровской эпохи. В средневековой Руси,
показывал В.О. Ключевский, “общество
делилось на два разряда лиц, - это “служилые люди” и “черные”. Черные люди…
назывались еще земскими… Это были
горожане… и сельчане - свободные крестьяне”. А “черные сотни - это разряды
или местные общества”, образованные из
“черных”, “земских” людей”.
...Именуя свои организации “Черными сотнями”, идеологи начала ХХ века
стремились тем самым возродить древний
сугубо “демократический” порядок вещей:
в тяжкое для страны время объединения
“земских людей” - “черные сотни” - призваны спасти ее главные устои.
Основоположник организованного
“черносотенства” В.А. Грингмут (кстати,
сам еврей по крови - К.Ш.) в своем
“Руководстве монархиста-черносотенца”
(1906) писал: “Враги самодержавия назвали “черной сотней” простой, черный
русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту
самодержавного Царя. Почетное ли это
название, “черная сотня”? Да, очень
почетное. Нижегородская черная сотня,
собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских
изменников”
...“Черносотенство” (ХХ-го века - К.Ш.)
отличалось от всех остальных политических течений своей, если угодно,
“общенародностью”, оно складывалось
поверх границ, классов и сословий. В
нем с самого начала принимали прямое
участие и родовитейшие князья Рюриковичи (например, правнук декабриста
М. Н. Волконский и Д. Н. Долгоруков),
и рабочие Путиловского завода (1500
из них были членами Союза русского
народа), виднейшие деятели культуры и
“неграмотные” крестьяне, предприимчивые купцы и иерархи Церкви...
...Будущий патриарх Тихон, занимая
в 1907-1913 годах пост архиепископа
Ярославского и Ростовского, одновременно вполне официально возглавлял
губернский отдел Союза русского народа (Антоний (Храповицкий - К.Ш.), не
соглашался занимать руководящее положение в “черносотенных” организациях,
хотя весьма активно участвовал в их деятельности.
Подвижническая трагедийная судьба
святителя Тихона сегодня достаточно
широко известна, но при его прославлении замалчивается тот факт, что он
был виднейшим “черносотенцем”, так
же, как и канонизированный одновременно с ним светоносный протоиерей
Иоанн Кронштадтский. В. И. Ленин был
совершенно точен, когда во время своей
жестокой борьбы с патриархом Тихоном
и его сподвижниками постоянно называл
их “черносотенным духовенством”.
Остальное здесь http://www.ihtus.ru/082007/st06.shtml