Что-то затянулось ожидание ответов — потому дерзну написать сделанные лично мной выводы по изложенному в теме и с учётом полученных мной за период ожидания ответов от священников и мирян вне этого форума. Их мнения, с которыми согласен, далее изложу приблизительно и закавычу.
Елена-христианка пишет:о. Сергий, Вы лучше скажите о крестах на полу в храме. Топтать даете благословение?
иерей Сергий пишет:Ну если смущает - можете и не наступать. Не везде же они там. Перепрыгнуть можете, к примеру. Вы в хорошей спортивной форме?
Всё же отец Сергий для прыжков по-моему более подходит стадион или спортзал, но никак не храм.
Лично мне видится совершенно очевидным нарушение никем не отменённого правила 73 6-го ВС на фото в сообщении № 21 от Елены. Да никто и не дерзнул написать, что изображение креста на том фото его не нарушило. Так что на фото отражён очевидный факт прямого нарушения или опровергните кто-нибудь меня. Подобные изображения являются видимо следствием 70-летнего периода коммунистического правления, в течение которого правила Вселенских Соборов, а соответственно некоторые особенности строительства храмов крепко подзабылись некоторыми священнослужителями. В период до 17 года при укладке полов храмов старались не допустить никаких подобий креста. По-моему следовало бы восстановить тот прежний подход, о чём и «предупреждал патр. Алексий 2 на одном из Епархиальных собраний» (информация от священника, опровергните, если она не точна). Священноначальникам же, благословляющим укладку подобных изображений, следовало бы по-моему потщательнее изучать тексты Вселенских Соборов: иначе может получиться как на вышеупомянутом фото, а то и похуже. Ну а допущенные с благословления нарушения при укладке полов храмов, если уж они всё же произошли, следовало бы не замалчивать, а признавать и как-то их устранять и не «переводить стрелки» на некое «фарисейство» молящихся в храме верующих.
Для самих же молящихся, смутившихся при виде изображённых на полу храма крестов, привожу мысль одного мирянина: «не стоит своими глазами искать везде крест, и вдруг на него наступить. В своих мыслях о Боге, наверное мы стараемся смотреть вверх... Но это не означает, не смотреть куда наступать...». Точнее не скажу. Для себя вижу очевидным, что не следует в каждом перекрестии 2-х чёрточек усматривать изображение креста и доводить до крайностей, описанных Н. Лесковым в «Кадетском монастыре»:
«Демидов был чрезвычайно суеверен: … он боялся трех свечей, креста, встречи с духовными и имел многие другие глупые предрассудки. Мы со свойственною детям наблюдательностию очень скоро подметили эти странности главного директора и обратили их в свою пользу... Один раз, заметив, что Демидов, где ни завидит крест, сейчас крестится и обходит, мы начали ему всюду подготовлять эти сюрпризы; в те дни, когда можно было ожидать, что он приедет в корпус, у нас уже были приготовлены кресты из палочек, из цветных шерстинок или даже из соломинок. … особенно хорошо действовали кресты вроде надмогильных — с покрышечками. Их особенно боялся Демидов, вероятно имевший какую-нибудь скрытую надежду на бессмертие. Кресты эти мы разбрасывали на полу, а всего больше помещали их под карнизы лестничных ступеней... Бывало, все идут, и никто не заметит, а Демидов непременно увидит и сейчас же отпрыгает, закрестится, закрестится и вернется назад. Ни за что решительно он не мог наступить на ступеньку, на которой был брошен крестик. То же самое было, если крестик оказывался на полу посреди проходной комнаты, чрез которую лежал его путь. Он сейчас отскочит, закрестится и уйдет, и нам в этот раз полегчает, но потом начнется дознание и окончится или карцером для многих, или даже наказанием на теле для некоторых.» http://fb2.booksgid.com/content/EF/nikolay-leskov-tom-6/101.html .