Дьякон Ахилла от самых лет юности своей был человек весьма веселый, смешливый и притом безмерно увлекающийся. И мало того, что он не знал меры своим увлечениям в юности: мы увидим, знал ли он им меру и к годам своей приближающейся старости.
Несмотря на всю "непомерность" баса Ахиллы, им все-таки очень дорожили в архиерейском хоре, где он хватал и самого залетного верха и забирал под самую низкую октаву. Одно, чем страшен был регенту непомерный Ахилла, это -
"увлекательностью". Так он, например, во всенощной никак не мог удежаться, чтобы только трижды пропеть "Свят Господь Бог наш", а нередко вырывался в увлечении и пел это один-одинешенек четырежды, и особенно никогда не мог
вовремя окончить пения многолетий. Но во всех этих случаях, которые уже были известны и которые потому можно было предвидеть, против "увлекательности" Ахиллы благоразумно принимались меры предосторожности, избавлявшие от всяких напастей и самого дьякона и его вокальное начальство: поручалось кому-нибудь из взрослых певчих дергать Ахиллу за полы или осаживать его в благопотребную минуту вниз за плечи. Но недаром сложена пословица, что на всякий час не обережешься. Как ни тщательно и любовно берегли Ахиллу от его увлечений, все-таки его не могли совсем уберечь от них, и он самым разительным образом оправдал на себе то теоретическое положение, что "тому нет спасения, кто в
самом себе носит врага". В один большой из двунадесятых праздников Ахилла, исполняя причастный концерт, должен был делать весьма хитрое басовое соло на словах: "и скорбьми уязвлен". Значение, которое этому соло придавал регент и весь хор, внушало Ахилле много забот: он был неспокоен и тщательно обдумывал, как бы ему не ударить себя лицом в грязь и отличиться перед любившим пение преосвященным и перед всею губернскою аристократией, которая соберется в церковь. И зато справедливость требует сказать, что Ахилла
изучил это соло великолепно. Дни и ночи он расхаживал то по своей комнате, то по коридору или по двору, то по архиерейскому саду или по загородному выгону, и все распевал на разные тоны: "уязвлен, уязвлен, уязвлен", и в
таких беспрестанных упражнениях дождался наконец, что настал и самый день его славы, когда он должен был пропеть свое "уязвлен" пред всем собором.
Начался концерт. Боже, как велик и светло сияющ стоит с нотами в руках огромный Ахилла! Его надо было срисовать - пером нельзя его описывать... Вот уже прошли знакомые форшлаги, и подходит место басового соло. Ахилла
отодвигает локтем соседа, выбивает себе в молчании такт своего соло "уязвлен" и, дождавшись своего темпа, видит поднимающуюся с камертоном регентскую руку... Ахилла позабыл весь мир и себя самого и удивительнейшим
образом, как труба архангельская, то быстро, то протяжно возглашает! "И скорбьми уязвлен, уязвлен, у-й-я-з-в-л-е-н, у-й-я-з-в-л-е-н, уязвлен". Силой останавливают Ахиллу от непредусмотренных излишних повторений, и концерт
кончен. Но не кончен он был в "увлекательной" голове Ахиллы, и среди тихих приветствий, приносимых владыке подходящею к его благословению аристократией, словно трубный глас с неба с клироса снова упал вдруг:
"Уязвлен, уй-яз-влен, уй-я-з-в-л-е-н". Это поет ничего не понимающий в своем увлечении Ахилла; его дергают - он поет; его осаживают вниз, стараясь скрыть за спинами товарищей, - он поет: "уязвлен"; его, наконец, выводят вон из
церкви, но он все-таки поет: "у-я-з-в-л-е-н".
- Что тебе такое? - спрашивают его с участием сердобольные люди.
- "Уязвлен", - воспевает, глядя всем им в глаза, Ахилла и так и остается у дверей притвора, пока струя свежего воздуха не отрезвила его экзальтацию.