Дидахи
Последние темы
» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
автор Admin 02.10.23 23:12
» Рдейский монастырь, полнометражный фильм
автор termegon 16.06.23 0:39
» noname уходит
автор Admin 15.05.23 20:41
» Что является смыслом вашей жизни?
автор Admin 15.05.23 20:39
» Холдер, отзовись! (Перекличка выживших форумчан)
автор Admin 15.05.23 20:34
» Загадки в сказках.
автор Георгий Вигант 27.03.23 11:19
» Стихи нонейма
автор Георгий Вигант 25.03.23 7:11
» Считается ли грехом знакомство через интернет?
автор Георгий Вигант 24.03.23 10:09
» Русский Донбасс! Россия, вперёд!!!!
автор Монтгомери 28.01.23 19:52
» Прозрение. Украина
автор Монтгомери 27.11.22 14:23
» БЕСОГОН
автор Монтгомери 13.11.22 13:47
» РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
автор Монтгомери 12.11.22 14:47
» Запад и нравственность
автор Монтгомери 10.11.22 18:54
» Осенние красоты Рдейского монастыря, видео
автор Монтгомери 08.11.22 6:20
» Вяжищский монастырь, фильм в 2х частях.
автор termegon 02.08.22 17:43
» Рдейский монастырь, фильм в шести частях.
автор termegon 21.07.22 14:59
Православный календарь
Свт. Феофан Затворник
Поиск
Помощь проекту
Стиль форума
Доп Кнопки
Ссылки на Библию
WM
БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ
+3
Василий12
священник Михаил
Admin
Участников: 7
Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 1
Книга "Дидахи" о воскресном дне.
В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время должно приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах.
Дидахи
Дидахи
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 2
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Это предание отменено, сначала нужно попоститься три дня,а потом уже причащаться в день Господень, согласно предания Русской православной Церкви. Как это собравшись вместе? Это что намек на то что в воскресный день должны причащаться все члены православной общины? Такого у нас нет, это предание устарело, можно причащаться раз в год , раз в месяц, четыре раза в году в посты. И вообще кто такой Дед Ахи, мы этого дедушку не знаем , у нас свои старцы, они нам говорят другое.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 3
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Раз в год?священник Михаил пишет: Такого у нас нет, это предание устарело, можно причащаться раз в год , раз в месяц, четыре раза в году в посты.
Это прямо какой-то синодальный период.
Разве может устареть апостольское учение?Такого у нас нет, это предание устарело
http://www.predanieneo.com/t4423-topic#213666
Василий12- Активный пользователь
- Сообщения : 562
Дата регистрации : 2011-09-14
Вероисповедание : православие
- Сообщение 4
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Надеюсь, не младо?священник Михаил пишет: у нас свои старцы, они нам говорят другое.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 5
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Главное это то что говорят преподобные и Елена Христианка, а все дидахи, постановления апостольские, и даже правила вселенских соборов, если они противоречат хотя бы одному высказыванию русских старцев, особенно старца Андроника, наверное просто нами неправильно поняты. Да кстати что говорить об этом если во всех приходах(по крайней мере Украины) существует иное предание или практика, три дня перед причащением нужно поститься, поисповедуватыся, а уж потим идти до причастия.
Основным же преданием является то что приведено в анекдоте: " стоят прихожане храма и слушают проповедь настоятеля. Все плачут навзрыд, и только одна женщина почему то не плачет. Её спрашивают , а почему она не плачет , ведь батюшка призывает народ к покаянию. На что женщина отвечает :" А зачем мне плакать , я же не с этого прихода".
Основным же преданием является то что приведено в анекдоте: " стоят прихожане храма и слушают проповедь настоятеля. Все плачут навзрыд, и только одна женщина почему то не плачет. Её спрашивают , а почему она не плачет , ведь батюшка призывает народ к покаянию. На что женщина отвечает :" А зачем мне плакать , я же не с этого прихода".
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 6
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Отче, вы шутите?
proxogy- Гость
- Сообщения : 1967
Дата регистрации : 2011-02-05
Вероисповедание : orthodox
- Сообщение 7
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
ЖЖОТ НАПАЛМОМ!
аплодирую стоя
аплодирую стоя
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 8
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Admin пишет:Отче, вы шутите?
Конечно шучу, поднимаю себе настроение после поездки с иконой по сельским приходам.
Admin- Корифей форума
- Сообщения : 23964
Дата регистрации : 2011-01-31
Откуда : со дна
Вероисповедание : православие
- Сообщение 9
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
А я уж думал, что вас взломали и кто-то троллит с вашей странички)))священник Михаил пишет:Admin пишет:Отче, вы шутите?
Конечно шучу, поднимаю себе настроение после поездки с иконой по сельским приходам.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 45
Откуда : тролльландия
- Сообщение 10
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
А что там вам настроение испортили?священник Михаил пишет:
Конечно шучу, поднимаю себе настроение после поездки с иконой по сельским приходам.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 11
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
[quote="Евгений Сумский"]
Вы знаете у меня какое то странное настроение. Знаете когда долго не выезжаешь с одного храма, а потом быстро погружаешься в атмосферу другого евхаристического сообщества, то попадаешь в какой то немного новый мир.
Вроде бы всё точно также, ан нет всё таки есть какие то особенности , какие то новые аспекты, какое то иное восприятие. Вот например мне никогда не доводилось ранее видеть живого действующего, молодого игумена с женой и двумя детьми. Я как то писал о том , что монахам ,иеромонахам необходимо спасаться только в монастыре, скиту, в горах и дебрях и теперь понимаю насколько были правы кто думал именно так. Но знаете когда сталкиваешься с такими примерами, на душе как то скверно. Все дело не только в конкретном случае , а именно в принципе, который был заложен во вселеснких соборах, но почему то так часто не соблюдается.
Вы знаете у меня какое то странное настроение. Знаете когда долго не выезжаешь с одного храма, а потом быстро погружаешься в атмосферу другого евхаристического сообщества, то попадаешь в какой то немного новый мир.
Вроде бы всё точно также, ан нет всё таки есть какие то особенности , какие то новые аспекты, какое то иное восприятие. Вот например мне никогда не доводилось ранее видеть живого действующего, молодого игумена с женой и двумя детьми. Я как то писал о том , что монахам ,иеромонахам необходимо спасаться только в монастыре, скиту, в горах и дебрях и теперь понимаю насколько были правы кто думал именно так. Но знаете когда сталкиваешься с такими примерами, на душе как то скверно. Все дело не только в конкретном случае , а именно в принципе, который был заложен во вселеснких соборах, но почему то так часто не соблюдается.
Евгений Сумский- Корифей форума
- Сообщения : 11738
Дата регистрации : 2011-06-28
Возраст : 45
Откуда : тролльландия
- Сообщение 12
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Игумен с женой и детьми?
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 13
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Евгений Сумский пишет:Игумен с женой и детьми?
Это такие новые чудеса, жил такой иеромонах в миру, служил настоятелем ннн-ого сельского храма, (пострижен в 15 лет в монахи), а потом появилась " жена", двое деток. Но самое чудное , что он продолжаеет служить и носит уже звание игумен. Дело ведь не в этом частном удивительном случае, о котором я узнал и который видел своими глазами, а в том , что удивительная практика назначаения иеромонахов, игуменов, архимандритов настоятелями приходских храмов не только не искореняется, а усиливается. А эти нарушения правил вселенских соборов и приводят к таким " чудесам".
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 14
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Нет, он изгаляется. Ему подавай агапы- вечери любви. К чему надо следовать Церкви? Да и Церковь не нужна...Ее же не было на Тайной вечери?Admin пишет:Отче, вы шутите?
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 15
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
А чего разве агапы это плохо. Богатые верующие кормят бедных верующих, и во время этой пристойной трапезы, где кстати реально исполняется заповеди любви, все слушают поучения апостолов, изречения святых отцов и т.п. Вот почему например в монастыре возможно проводить таковые братские трапезы, а в миру низзя.
Например великий князь Владимир равноапсотольный, на свои деньги кормил весь голодный люд Киева и окрестностей, заботился о неимущих. Разве это не пример для подражания? Да собственно и императоры России в дни своей коронации поступали также , да и в монастырях часто совершали такие кормления неимущих.
Евхаристическое общение конечно должно быть отделено от агап, но не потому что агапы чем то предосудительны, а потому что мы навряд ли сможем их достойно проводить, как это случилось в Коринфской общине, которую духовно окормлял апостол языков Павел.
Например великий князь Владимир равноапсотольный, на свои деньги кормил весь голодный люд Киева и окрестностей, заботился о неимущих. Разве это не пример для подражания? Да собственно и императоры России в дни своей коронации поступали также , да и в монастырях часто совершали такие кормления неимущих.
Евхаристическое общение конечно должно быть отделено от агап, но не потому что агапы чем то предосудительны, а потому что мы навряд ли сможем их достойно проводить, как это случилось в Коринфской общине, которую духовно окормлял апостол языков Павел.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 16
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Вам, о. Михаил, к неообновленцам надоть - к Кочеткову.
У него , как в Греции, все есть! И агапы тоже.
У него , как в Греции, все есть! И агапы тоже.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 17
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Елена как всегда в своём репертуаре, всегда куда то посылает, то к обновленцам , то к неообновленцам, а между тем казалось бы ну что такое агапа-элементарная братская трапеза, в которой настоятель любого храма, должен заботится о элементарном насыщении малоимущих собратьев, а именно инвалидов, сирот , вдов, стариков и старцев его прихода. Если же настоятель или иное лицо , руководящее общиной заботится о накормлении только нужных ему людей, то таковой нарушает например предание апостола Павла, который именно об этом и вразумлял находившуюся под его духовным окормлением общину Коринфян.
Мне кажется высказываться против таких, кстати указанных апостолами вечерь любви, просто неуместно. так как вся история Церкви свидетельствует что истинные христиане всегда следовали примеру апостолов и заботились о больных и неимущих, и если у них были средства , устраивали такие агапы. Кстаити не этому ли учил нас и святой Иоанн Златоуст , который неоднократно призывал нас христиан заботиться именно о малоимущих наших собратьях христианах.
Мне кажется высказываться против таких, кстати указанных апостолами вечерь любви, просто неуместно. так как вся история Церкви свидетельствует что истинные христиане всегда следовали примеру апостолов и заботились о больных и неимущих, и если у них были средства , устраивали такие агапы. Кстаити не этому ли учил нас и святой Иоанн Златоуст , который неоднократно призывал нас христиан заботиться именно о малоимущих наших собратьях христианах.
Елена-христианка- Почетный форумчанин
- Сообщения : 18502
Дата регистрации : 2011-04-28
Возраст : 64
Откуда : Москва
Вероисповедание : православие
- Сообщение 18
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
вы о.Михаил, глубоко заблуждаетесь на этот счет. Это называется дела милосердия, а не агапы любви. Для этого существует трапезная, а не храм.ну что такое агапа-элементарная братская трапеза, в которой настоятель
любого храма, должен заботится о элементарном насыщении малоимущих
собратьев, а именно инвалидов, сирот , вдов, стариков и старцев его
прихода.
А агапы- вечери любви являлись в первые времена христианства таинством евхаристии и совершались не во время дневного богослужения, а отдельно вечером и соединялась с общею вечерею (ужином), в подражание Тайной вечере Иисуса Христа.
Не знаю, до каких времен они были, но точно не после того, как Св.Василий Великий создал Литургию, а следом и Св.Иоанн Златоуст.
Что касается современного внедрения агап, то это уже похоже на сектанство. Почитайте эту статью http://www.sektoved.ru/news.php?art_id=986
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 19
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Алымов В.
Лекции по Исторической Литургике
1. Деградация Агапы
Естественная деградация агапы полным ходом шла уже в 3 веке. Но в 4 веке ей был нанесён смертельный удар руками самих священнослужителей. Причина была всё той же. Превращение Церкви в государственный институт привело к резкому понижению уровня отдельных её членов. И при таком низком уровне, агапы повсеместно вырождались в обыкновенные попойки. А это пришло в противоречие с аскетическим духом раннего подвижничества.
Иоанн Златоуст ещё снисходительно говорит, что по окончании службы можно собраться на могиле мученика для поминальной трапезы ("Похвальное слово мученику Юлиану").
Следовательно в самой Карфагенской Церкви агапы были запрещены несколько позже — окончательно только на 3 Карфагенском Соборе 418 г.
Дольше всего агапы задержались в Зап. Европе, несмотря на то, что их запретил Оксерский Собор 584 г. Но впоследствии это запрещение подтверждает Литтихский Собор 743 г. Аахенский Собор 846 г. и др. И ещё папа Евгений в 862 г. жалуется на беспорядки при агапах. Да и на Востоке Трулльскому Собору почему-то приходится повторять против агап 74 правило Лаодикийского Собора.
Следовательно, христианское сознание тяжело смирялось с утратой этого апостольского установления. Реликты его в изобилии рассыпаны в различных обрядовых элементах нашей Церкви и сейчас. Это:
— православные поминки,
— благословление хлебов на вечерне,
— чин о панагии,
— последование артоса,
После чего артос раздробляют и вкушают.
Надо ли добавлять, что православные миряне приготовляют собственный "мирянский артос" (т.е. кулич), освящают его в храме и вкушают в Пасхальную ночь вместе с творожной пасхой и крашенными яйцами? Т.е. совершают самую настоящую Пасхальную агапу! (Напомню, что в Пасхальную ночь все, говевшие и не говевшие, могут причащаться по древнему обычаю, унаследованному от первых веков христианства).
И тем не менее эти реликтовые агапы оттеснены на периферию богослужебной жизни. И это произошло не случайно. В них было слишком много плотского.
А в 4 веке христианство (под влиянием зарождающегося монашества) стремительно одухотворилось. В агапах было слишком много ритуально-иудейского
Но самое главное: уничтожение агап ускорило формирование суточного богослужение, вечерни и утрени.
Лекции по Исторической Литургике
1. Деградация Агапы
Естественная деградация агапы полным ходом шла уже в 3 веке. Но в 4 веке ей был нанесён смертельный удар руками самих священнослужителей. Причина была всё той же. Превращение Церкви в государственный институт привело к резкому понижению уровня отдельных её членов. И при таком низком уровне, агапы повсеместно вырождались в обыкновенные попойки. А это пришло в противоречие с аскетическим духом раннего подвижничества.
Иоанн Златоуст ещё снисходительно говорит, что по окончании службы можно собраться на могиле мученика для поминальной трапезы ("Похвальное слово мученику Юлиану").
Следовательно в самой Карфагенской Церкви агапы были запрещены несколько позже — окончательно только на 3 Карфагенском Соборе 418 г.
Дольше всего агапы задержались в Зап. Европе, несмотря на то, что их запретил Оксерский Собор 584 г. Но впоследствии это запрещение подтверждает Литтихский Собор 743 г. Аахенский Собор 846 г. и др. И ещё папа Евгений в 862 г. жалуется на беспорядки при агапах. Да и на Востоке Трулльскому Собору почему-то приходится повторять против агап 74 правило Лаодикийского Собора.
Следовательно, христианское сознание тяжело смирялось с утратой этого апостольского установления. Реликты его в изобилии рассыпаны в различных обрядовых элементах нашей Церкви и сейчас. Это:
— православные поминки,
— благословление хлебов на вечерне,
— чин о панагии,
— последование артоса,
После чего артос раздробляют и вкушают.
Надо ли добавлять, что православные миряне приготовляют собственный "мирянский артос" (т.е. кулич), освящают его в храме и вкушают в Пасхальную ночь вместе с творожной пасхой и крашенными яйцами? Т.е. совершают самую настоящую Пасхальную агапу! (Напомню, что в Пасхальную ночь все, говевшие и не говевшие, могут причащаться по древнему обычаю, унаследованному от первых веков христианства).
И тем не менее эти реликтовые агапы оттеснены на периферию богослужебной жизни. И это произошло не случайно. В них было слишком много плотского.
А в 4 веке христианство (под влиянием зарождающегося монашества) стремительно одухотворилось. В агапах было слишком много ритуально-иудейского
Но самое главное: уничтожение агап ускорило формирование суточного богослужение, вечерни и утрени.
Ksertoo- Бакалавр форума
- Сообщения : 4156
Дата регистрации : 2011-03-08
Вероисповедание : нет
- Сообщение 20
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
священник Михаил пишет:Вот например мне никогда не доводилось ранее видеть живого действующего, молодого игумена с женой и двумя детьми.
А мне - даже слышать о таком.
Я просто в шоке, честно.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 21
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Ksertoo пишет:
А мне - даже слышать о таком.
Я просто в шоке, честно.
Я честно говоря тоже до сих пор в шоке.
proxogy- Гость
- Сообщения : 1967
Дата регистрации : 2011-02-05
Вероисповедание : orthodox
- Сообщение 22
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
СчастливЫЫЫе...священник Михаил пишет:Напомню, что в Пасхальную ночь все, говевшие и не говевшие, могут причащаться по древнему обычаю, унаследованному от первых веков христианства
в некоторых местах на Пасху мирян не причащают НИКАКИХ, в Великий Четверг, говорят, надо приходить...
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 23
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
proxogy пишет:
СчастливЫЫЫе...
в некоторых местах на Пасху мирян не причащают НИКАКИХ, в Великий Четверг, говорят, надо приходить...
Когда появилась Бердянская епархия, то епископ разрешил причащаться на Пасху, но обязательно после исповеди и конечно с рассмотрением священства, дабы причащающиеся не были новоначальными, или просто первый раз зашедшие в храм. Сейчас, хотя туго, но всё же меняются нравы, прихожане отстаивают своё право причащаться на Пасху и я считаю что правильно делают. Из за этого надуманного поста, люди даже на Пасху и в светлую седмицу не могут причащаться. Обжираться дома пожалуста, а приступить к Святыне, нельзя, чистое фарисейство по моему мнению.
proxogy- Гость
- Сообщения : 1967
Дата регистрации : 2011-02-05
Вероисповедание : orthodox
- Сообщение 24
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
истинно так.священник Михаил пишет: Из за этого надуманного поста, люди даже на Пасху и в светлую седмицу не могут причащаться. Обжираться дома пожалуста, а приступить к Святыне, нельзя, чистое фарисейство по моему мнению.
священник Михаил- Бакалавр форума
- Сообщения : 3580
Дата регистрации : 2011-11-22
Возраст : 51
Откуда : город Бердянск
Вероисповедание : православно-кафолическое
- Сообщение 25
Re: Книга "Дидахи" о воскресном дне.
Вот нашел по теме рассуждения по этому вопросу уважаемого митрополита:
В марте месяце прошлого года в последний день заседания Священного Синода Константинопольского Патриархата епископ Диоклийский Каллист, профессор Оксфордского университета и новый председатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, был возведен в сан митрополита единодушным решением членов Священного Синода.
- В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?
- Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое — но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение — да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?
Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имею время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника — серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.
- Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.
- Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, до должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.
Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, — ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.
- Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.
- Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием — это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие — это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.
Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», — но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие — это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.
- Перед причащением священник возглашает «Святая — святым», в смысле «святые Дары — для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?
- Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят — Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник — Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые — кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.
Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.
Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие — это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.
- Но может ли это быть общим правилом?
Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.
- Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил — неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?
- Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие — это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.
Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращаться исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.
Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед — смиренно и тихо.
- Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.
- На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молится в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа — и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву — не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.
- Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Очень трудно всегда радоваться и благодарить, когда видишь, сколько зла в этом мире.
- Давайте не забывать, что любовь Христова сильнее, чем любое зло в наших сердцах. Воскресший Христос сильнее всякого зла. Давайте верить в то, что воскресший Христос всегда пребывает с нами и подает нам Свою благодать.
статья из правмира.
В марте месяце прошлого года в последний день заседания Священного Синода Константинопольского Патриархата епископ Диоклийский Каллист, профессор Оксфордского университета и новый председатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, был возведен в сан митрополита единодушным решением членов Священного Синода.
- В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?
- Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое — но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение — да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?
Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имею время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника — серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.
- Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.
- Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, до должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.
Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, — ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.
- Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.
- Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием — это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие — это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.
Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», — но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие — это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.
- Перед причащением священник возглашает «Святая — святым», в смысле «святые Дары — для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?
- Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят — Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник — Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые — кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.
Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.
Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие — это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.
- Но может ли это быть общим правилом?
Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.
- Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил — неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?
- Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие — это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.
Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращаться исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.
Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед — смиренно и тихо.
- Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.
- На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молится в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа — и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву — не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.
- Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Очень трудно всегда радоваться и благодарить, когда видишь, сколько зла в этом мире.
- Давайте не забывать, что любовь Христова сильнее, чем любое зло в наших сердцах. Воскресший Христос сильнее всякого зла. Давайте верить в то, что воскресший Христос всегда пребывает с нами и подает нам Свою благодать.
статья из правмира.
|
|