Евреи всегда были учителями народов. Можно сказать, что еврейский народ худо-бедно выполняет заповедь теистического просвещения («Свет народам»). Она действительно осуществляется в истории, хотя это происходит не так, как должно было бы согласно ортодоксально-иудейским понятиям. Евреи несут свет народам, живя среди них в рассеянии, перенимая их нравы, делаясь иногда хуже их. Да и сами-то по себе мы не ангелы, конечно, ничто человеческое нам не чуждо. :-)
Еврейство - солнце истории, солнце разума, восходящее над природной сущностью человечества. Как и солнце, оно состоит из твердого ядра и диффузной оболочки, от поверхности которой отрываются частицы света и летят во мрак сугубо природного существования. Ядро - это и ортодоксальные общины диаспоры, и теперь государство.
Наиболее мощная световая волна - это, разумеется, христианство. Она долго готовилась во взаимодействии иудаизма и эллинизма. Иисус Христос провозгласил всемирное значение веры в Единого Бога и для распространения среди народов ее основного смысла, как в плане общего представления о реальности, так и в плане моральных законов, пошел на существенное упрощение ее обряда, связанного с этническими особенностями народа еврейского. Эта ритуально-адаптированная версия иудаизма стала вероучением первых христиан, каковыми, как известно, были соплеменники Христа, начиная с апостолов.
Вопреки убеждениям прежних и современных ортодоксальных иудеев, замкнутых в рамках «соблюдения», а также некоторых недалеких еврейских профессоров, обделенных историческим кругозором и тактом,- теистическое просвещение и исторический подъем народов связаны именно с христианством. Однако христианство, с другой стороны, вопреки его традиционным установкам, не отменяет значения иудаизма в истории. Иудаизм есть исторически первая и наиболее разработанная форма теизма, в некоторых отношениях более строгая, в других - более примитивная, нежели христианство. Нельзя исключить вероятности того, что, как считается, когда-нибудь он станет основной формой теистического вероисповедания. Вообще же говоря, евреи не должны доказывать свое право на существование именно в качестве евреев: мы имеем его независимо от нашей высочайшей исторической миссии,- на том же основании, что и французы или голландцы.
В масштабе истории конкурентное сосуществование трех авраамических религий создает плодотворное напряжение духовных сил в исповедующих их народах. При этом, в отличие от христианства и, в особенности, ислама, иудаизм не опирался на властные структуры. Свобода совести появилась в истории благодаря евреям, которые в большинстве своем не отказались от иудаизма под давлением постоянной и жесточайшей политики обращения в христианство на Западе и в ислам на Востоке.
Однако это оказалось возможным именно и только в лоне теистических культов. Евреи рассеялись по всему миру, но сохранили свою веру только в ареале распространения дочерних авраамических религий, тогда как на Дальнем Востоке и в Индии, где их присутствие тоже было достаточно массивным, они растворились практически без следа среди окружающих народов и государственных культов.
Человечество движется в истории, можно сказать, всеми правдами и неправдами, и очень неравномерно культурно-географически, однако все же движется. Идеал свободы, восторжествовавший на Западе, связан именно с теистическим просвещением в форме христианства.
Западная интеллектуальная традиция опирается, как известно, на еврейскую Библию, греческую философию, римскую юрисдикцию, и феодальное право. Она принципиально, безмерно превосходит т. н. восточную мудрость, являющуюся в конечном счете только собранием изречений. То, что называется западным рационализмом, возникло в результате тысячелетней полемики, которая nolens volens велась между представителями территориальных, конфессиональных, и социальных групп, ни одна из которых не была в состоянии добиться абсолютного доминирования, подобного восточному деспотизму.
Восточная «эзотерика», традиция молчания, и т. п., овеянные теперь столь романтическим ореолом, объясняются просто запретом на слово, на диспут, и на сомнение,- который на Востоке осуществлялся гораздо успешнее, чем на Западе, благодаря единству власти в пределах ойкумены, т. е. конкретного культурно-исторического ареала. Единство власти и запрет на мысль, которые составляют на Востоке неразлучный тандем, были зафиксированы пораженными европейцами в понятии «восточного деспотизма», которое проф. Э. Саид, мнимый «палестинец» (двойная ложь; уж лучше бы он представлялся эльфом :-), не без успеха попытался затемнить и дискредитировать под рубрикой «ориентализма».
Колониализм сегодня - это исламизация Запада, мирное нашествие восточных народов, по мере своего распространения там развертывающих и знамена своего мировоззрения, стремящихся к господству, и признающих свободу (совести) только в самых жалких размерах. Разве не является эта постепенная экспансия своеобразной формой колониализма, причем гораздо более успешной и действенной в том, что касается аккультурации колонизуемых территорий? «Белое сопротивление», хотя и расистское, есть движение по сути антиколониальное. Пока взоры западной «общественности» прикованы к «Палестине» и ее «народу», Запад исподволь оккупируется миллионами мусульман, и «матка арабской женщины» играет там не менее фатальную роль, чем в Израиле.
А.С.
Еврейство - солнце истории, солнце разума, восходящее над природной сущностью человечества. Как и солнце, оно состоит из твердого ядра и диффузной оболочки, от поверхности которой отрываются частицы света и летят во мрак сугубо природного существования. Ядро - это и ортодоксальные общины диаспоры, и теперь государство.
Наиболее мощная световая волна - это, разумеется, христианство. Она долго готовилась во взаимодействии иудаизма и эллинизма. Иисус Христос провозгласил всемирное значение веры в Единого Бога и для распространения среди народов ее основного смысла, как в плане общего представления о реальности, так и в плане моральных законов, пошел на существенное упрощение ее обряда, связанного с этническими особенностями народа еврейского. Эта ритуально-адаптированная версия иудаизма стала вероучением первых христиан, каковыми, как известно, были соплеменники Христа, начиная с апостолов.
Вопреки убеждениям прежних и современных ортодоксальных иудеев, замкнутых в рамках «соблюдения», а также некоторых недалеких еврейских профессоров, обделенных историческим кругозором и тактом,- теистическое просвещение и исторический подъем народов связаны именно с христианством. Однако христианство, с другой стороны, вопреки его традиционным установкам, не отменяет значения иудаизма в истории. Иудаизм есть исторически первая и наиболее разработанная форма теизма, в некоторых отношениях более строгая, в других - более примитивная, нежели христианство. Нельзя исключить вероятности того, что, как считается, когда-нибудь он станет основной формой теистического вероисповедания. Вообще же говоря, евреи не должны доказывать свое право на существование именно в качестве евреев: мы имеем его независимо от нашей высочайшей исторической миссии,- на том же основании, что и французы или голландцы.
В масштабе истории конкурентное сосуществование трех авраамических религий создает плодотворное напряжение духовных сил в исповедующих их народах. При этом, в отличие от христианства и, в особенности, ислама, иудаизм не опирался на властные структуры. Свобода совести появилась в истории благодаря евреям, которые в большинстве своем не отказались от иудаизма под давлением постоянной и жесточайшей политики обращения в христианство на Западе и в ислам на Востоке.
Однако это оказалось возможным именно и только в лоне теистических культов. Евреи рассеялись по всему миру, но сохранили свою веру только в ареале распространения дочерних авраамических религий, тогда как на Дальнем Востоке и в Индии, где их присутствие тоже было достаточно массивным, они растворились практически без следа среди окружающих народов и государственных культов.
Человечество движется в истории, можно сказать, всеми правдами и неправдами, и очень неравномерно культурно-географически, однако все же движется. Идеал свободы, восторжествовавший на Западе, связан именно с теистическим просвещением в форме христианства.
Западная интеллектуальная традиция опирается, как известно, на еврейскую Библию, греческую философию, римскую юрисдикцию, и феодальное право. Она принципиально, безмерно превосходит т. н. восточную мудрость, являющуюся в конечном счете только собранием изречений. То, что называется западным рационализмом, возникло в результате тысячелетней полемики, которая nolens volens велась между представителями территориальных, конфессиональных, и социальных групп, ни одна из которых не была в состоянии добиться абсолютного доминирования, подобного восточному деспотизму.
Восточная «эзотерика», традиция молчания, и т. п., овеянные теперь столь романтическим ореолом, объясняются просто запретом на слово, на диспут, и на сомнение,- который на Востоке осуществлялся гораздо успешнее, чем на Западе, благодаря единству власти в пределах ойкумены, т. е. конкретного культурно-исторического ареала. Единство власти и запрет на мысль, которые составляют на Востоке неразлучный тандем, были зафиксированы пораженными европейцами в понятии «восточного деспотизма», которое проф. Э. Саид, мнимый «палестинец» (двойная ложь; уж лучше бы он представлялся эльфом :-), не без успеха попытался затемнить и дискредитировать под рубрикой «ориентализма».
Колониализм сегодня - это исламизация Запада, мирное нашествие восточных народов, по мере своего распространения там развертывающих и знамена своего мировоззрения, стремящихся к господству, и признающих свободу (совести) только в самых жалких размерах. Разве не является эта постепенная экспансия своеобразной формой колониализма, причем гораздо более успешной и действенной в том, что касается аккультурации колонизуемых территорий? «Белое сопротивление», хотя и расистское, есть движение по сути антиколониальное. Пока взоры западной «общественности» прикованы к «Палестине» и ее «народу», Запад исподволь оккупируется миллионами мусульман, и «матка арабской женщины» играет там не менее фатальную роль, чем в Израиле.
А.С.