Действительно, каким образом та же пресловутая черная кошка сможет вызвать несчастье у человека, которому она пробежала дорогу? Или каким образом свист дома может повлиять на финансовые затруднения? А почему не кашель или чихание? Но, несмотря на то, что суеверия не имеют рационального обоснования, они, тем не менее, чрезвычайно живучи как среди мирских людей, так и среди церковных людей, как это не прискорбно. Причем именно в Церкви фантазия суеверов рождает все новые и новые суеверия, питаясь разнообразием церковной жизни.
Как известно, суеверия есть внецерковные и церковные. Нецерковные это такие, как вера в чёрную кошку, которая перебегает дорогу; в пустое ведро; в то, что нельзя давать через порог, или занимать что-то после заката солнца и прочее. Церковные суеверия же имеют соответствующую псевдоцерковную оболочку. Зачастую, люди приходят в Церковь не для того, чтобы исповедаться и причаститься или помолиться, а чтобы поставить свечку или взять что-нибудь освящённое, думая будто это одно его спасёт. Ну и все разговоры об этом - что куда положить, подсыпать, побрызгать, чтобы было хорошо и лучше жилось. Как правило, такие люди слушают рассказы бабуль и читают светскую прессу о Церкви, но собственно, православного учения не знают.
Возникает абсурдная ситуация: человек называющий себя христианином, то есть последователем Иисуса Христа, слушает не Самого Христа или его учеников, а знакомую бабу Нюру, ни разу толком даже Евангелия не прочитавшую.
Мир церковных суеверий чрезвычайно разнообразен. Так, например, немало прихожан стараются передавать свечи почему-то только через правое плечо - дескать, через левое плечо передавать грех. Но никакого подтверждения этому ни у святых отцов, ни в Библии не существует. Существуют и другие не менее наивные суеверия. На "Херувимской" некоторые прихожане стоят, плотно прижав ноги друг к другу, "чтобы бес не прошел". Или, например, какая-то бабушка две свечки купит, закрутит одну за другую, ставит их так, зажигает и молится. Это чтобы дети "жили мирно и счастливо". Некоторые носят поясок с молитвой "Живый в помощи Вышняго", надевают на себя ладанки, кладут в кошельки иконки и т.п. Такое с первого взгляда благоговейное отношение к святыне может оказаться ошибочным, если думать, что имея при себе освященный предмет, значит тем самым обезопасить себя от всяких бед. Здесь церковные предметы играют роль банальных языческих талисманов.
Не поддаются также объяснению и попытки прихожан достать "елейную соль", "сретенские свечи", "иерусалимское тесто" и тому подобные вещи, которые, по их мнению, обладают каким-то особыми свойствами.Особое положение среди околоцерковного творчества занимают суеверия, связанные с церковными таинствами. Так, например, во время Таинства Крещения присутствующие иногда внимательно смотрят на купель, желая узнать, не потонул ли брошенный в купель воск с волосами крещаемого. Если воск упадет на дно, предсказывается ими краткая жизнь ребенка. Некоторые прихожане после Причастия не разговаривают не из-за благоговения перед принятой святыней, а "чтобы благодать не вылетела".
Другие избегают венчаться в мае, мотивируя это тем, что новобрачные будут "маяться", страдать всю жизнь. Наивное суеверие, возникшее из абсолютно случайного совпадения слов. Существует также суеверие, что если после соборования больного, священник случайно оставит кадило или какую-либо другую церковную вещь, то это будет означать, что больной уже не выздоровеет. А некоторые суеверы наоборот даже думают, что соборование само по себе уже является знаком того, что больной вскоре помрет.
Зачастую суеверия приобретают крайне вредный характер, сея осуждение, сплетни и подозрения. Например, случайно, кто-то уронит свечку - суевер сразу решит: "значит у него какие-нибудь грехи страшные - просто так свеча не падает ". Или, например, если во время венчания священник уронит кольцо жениха и невесты, то по поверию народному, это будет означать, что человек, которому принадлежит уроненное кольцо, вскоре после брака умрет.
Особенно яркий пример несоответствия заповедей Христовых и суеверий можно привести из так называемого свечного благочестия.. Для многих людей, особенно малоцерковных, элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не центральным действием в их "христианской" жизни.Люди, у которых ни Бог, ни Церковь не занимают в жизни важного места, ходят в храм только в крайних случаях. И там они стремятся поставить свечи потолще да подороже, как будто Богу - чем толще свеча - тем угоднее! Если же кто-то дотронется до их свечи, то они сразу накидываются на него с упреками и гневом. Тем самым суевер ставит свою свечку выше хороших отношений с другими людьми. Подобная ситуация существует и со святой водой.
Многие люди хотят, чтобы священник "хорошенько побрызгал" их во время молебна с водосвятием. Вере в невидимое освящение души благодатью Святого Духа эти люди предпочитают чисто психологическое самоуспокаивание - дескать, меня водою облили - теперь и здоровье будет, и грехи простятся. А если священник только слегка окропит людей, то суевер уйдет с молебна неудовлетворенный, тем самым умаляя силу благодати Святого Духа, которая не зависит от количества вылитой воды.
Как видно, внутри Церкви существует немало разнообразных суеверий. Но есть у них общая языческая основа - магизм. В то время как Христианство строится на основе любви, магизм строится на отношениях "ты - мне, я - тебе". Соответственно магически ими понимаются и отношения Бога и человека. Поставил человек свечку и думает что теперь Бог просто обязан ему решить его проблемы: вернуть мужа, сдать экзамен, избавиться от финансовых трудностей и т.д. И если этого не происходит, то наступает разочарование. И с другой стороны ему кажется, что если он допустит какую-нибудь даже мелкую оплошность, или отклонение от обряда, то Бог автоматически разгневается на него и покарает.
В результате человек начинает обращать больше внимание на всякие ненужные мелочи, а не на суть духовной жизни христианина - борьбу с грехом и обретение любви к людям и Богу. В самом деле, ну неужели Бог любви, простивший разбойника на кресте и женщину, взятую в прелюбодеянии, разгневается на человека, нечаянно чихнувшего во время службы или неправильно написавшего записку об упокоении. Конечно, думать так о Боге - значит осуждать Бога, приписывая Ему бессмысленную жестокость. Бог, прежде всего, желает того, чтобы люди между собой имели мир и любовь, а все остальное - вторично. Само слово суеверие говорит о его значении - это пустая, суетная вера. Суеверие - это неправильный образ мыслей и подмена истины при выборе предмета почитания. Духовную жизнь христианина можно сравнить с принятием лекарства больным человеком. Как больной человек нуждается в лекарстве, которое каким-нибудь образом упаковано, так и мы нуждаемся в благодати Святого Духа, исцеляющего нас от грехов и страстей. Но суевер концентрируется не на лекарстве, под которым разумеется Святой Дух, а как бы на оболочке, то есть на обрядах сопровождающих действие Святого Духа. Интересно, что бы они подумали о больном человеке, выбрасывающем лекарство и оставляющем себе только упаковку…Исходя из вышесказанного, можно заключить, что суеверия носят языческий характер, противоположный христианству.
Поэтому недостойно для христианина верить суевериям и тем более распространять их, смущая своих ближних. Поскольку распространителями суеверий зачастую занимаются люди, считающие себя ревнителями традиций и истинного православия, то хотелось бы им напомнить, что в древности Церковь наказывала суеверных людей очень строго, о чем свидетельствуют правила Вселенских Соборов и Стоглавого Собора, прошедшего на Руси в 1551 году. Все они под угрозой анафемы требуют от христиан уклонения от различного, в том числе прикровенного идолопоклонства и уничтожения в христианских странах всяких следов языческого идолопочитания, потому что учение, смешанное с суеверием, с пережитками язычества и других верований, перестает быть чистым, преподанным для нас Самим Спасителем.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что суеверия губительны для души и с ними необходима постоянная борьба.