1) Купание в проруби на Крещение очищает от грехов.
2) Свечки в храме нельзя левой рукой передавать, только правой.
3) Соборование проводится только перед смертью.
Воду на Крещение надо успеть набрать в числе первых, т.к. потом благодать исчезает.
Зубы перед Причастием нельзя чистить.
Чем больше воды при окроплении народа попадет, тем больше Бог здоровья даст.
Перед всеми иконами надо свечи поставить - да потолще.
Причащаться чаще, чем раз в три недели – это тяжкий грех.
Надо смотреть, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет? Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а священник “настоящий” или нет.
Если изображён череп в основании креста, то ребенок, которому надели такой крест, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет – будет счастлив.
Если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.
Если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться.
О силе икон. Говорят: “Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме”. Или: “Эта икона сжигает отрицательную энергию”. “Надо обязательно повесить над входом “Семистрельную”, она защищает”. “Нерушимая стена оберегает дом от воров”. “Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало”.
Каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. “Я Козерог, значит, какая икона моя?”
А в некоторых местах Украины есть интереснейший обычай.
Нервных просьба не читать.
Перед погребением усопшему на лицо кладут блин. А после похорон на поминках блин этот подсовывают священнику, чтобы он его съел. Если съест - покойнику Царство небесное. Потому знакомый батька НИКОГДА не ест блинов. Даже если при нем испекли.
Из проповеди некоего иерея в Подмосковье: "Ибо ножи и вилки, коими мы едим на поминках, больно впиваются в тело усопшего на том свете".
Для того,чтоб человек получил наказание за нанесенную мне обиду,нужно пойти в церковь и поставить свечку за его здравие?
Женщинам, потерявшим ребёночка, или сделавшим аборт, до Яблочного Спаса яблок не есть ! Интересно, почему именно потерявшим детей и именно до Яблочного Спаса?.. Слышала что-то вроде того, что тогда эти плоды детки в раю будут есть, которые их мамаши не съели.
В городе Уфе, в женской обители, по четвергам бывают молебны от порчи и сглаза.
Как только гроб увозят из дому - бабульки наперегонки бегут мыть полы. Ещё бы, за мытьё полов после покойника прощается 40 грехов! Знали? Нет? Теперь тоже будете стремиться полы помыть!
Как-то я следила за свечами, и одна наша бабушка, собирая огарки, посоветовала мне тоже несколько домой взять. К примеру, если зуб заболит, за щеку свечку взять - поможет...
Море бредовых поверий связаных с Крещением и крестными: то нельзя незамужней(якобы детей не будет), то первого женщине мальчика нужно крестить(чтоб *было счастье* )что уже тут упомянули, и еще целый список бредовых ограничений
После причастия нельзя прикладываться к руке священника, держащей крест, и к иконам - чтобы, дескать, не растерять благодать.
Нельзя в праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи есть что-либо круглое.
Грех стирать в среду и в пятницу, потому что кому-то (не помню, кому именно, мне говорили) явилась Богородица И сказала, что Её грязной водой залили.
"Богоявленская" вода от "Крещенской" отличается. Первая - "сильнее".
У меня сосед есть.
Утром в понедельник, пока я из дому не выйду сам не выходит, так как уверен, что если изначально попа встретишь, то вся неделя насмарку.
В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию — поиск старцев, а если быть точнее — вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении.
На исповедь приносят список грехов и требуют, чтобы священник после отпущения порвал бумагу, иначе, мол, грехи останутся.
Негативная практика изготовления икон с этикетками "от зубной боли", "от радикулита" — Церковь не "духовный супермаркет".
Некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией.
Некоторые приводят на Таинство Елеосвящения (соборование) маленьких детей с целью улучшить их поведение или чтобы они лучше спали, забывая при этом, что данное Таинство предназначено для помощи людям, страдающим телесными или душевными болезнями.
Человек приходит в храм поставить свечу, чтобы исполнилось его желание. При этом тот, кто ставит свечу, загадывает желание и ждет, пока она догорит, считая, что желание из-за этого исполнится.
Человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем. Покаяние — это не просто перечисление грехов перед священником, это раскаяние в совершенном, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.
Есть люди, которые причащают детей, для того чтобы те были здоровы, а также для очищения организма и для поднятия гемоглобина в крови.
НЕКОТОРЫЕ "КАЛЕНДАРНЫЕ" СУЕВЕРИЯ
Пасха: благоговейное отношение к скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.
Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.
День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), “сильнее”, чем освященная в сам праздник (или наоборот).
Сретение: зима с летом встречается.
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА
Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим совершением таинства не выявлено, но имеет место суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры: люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам, не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.
Соборование. Люди воспринимают соборование как последнее (предсмертное) помазание, если же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь. Имеет место суеверное отношение к остающимся после таинства рису и елею.
Венчание. Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
Кстати, кощунственная ремисценция веяния воздУхом над св. Дарами во время чтения Символа веры.
Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.
Погребение. Отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещеным. Родственникам нельзя нести гроб с телом усопшего. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше Казанская или Владимирская?)
Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “сильнее”, чем вода, взятая в одном храме)
Известны также многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами.
Суеверия, связанные с поминальными записками.
Магическое отношение к сорокоустам.
Вопросы: какая записка лучше (проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)
Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канонами, в полной уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
В народе существуют поверья о “намоленных” иконах, местах или предметах. Так называемые “намоленные” предметы обладают мистической силой сами по себе. Авторы подобных утверждений забывают о том, что, например, не все люди исцеляются прикладываясь к чудотворным иконам.
Молитва “Отче наш”, и Крестное Знамение обладают, как и колокольный звон – бактерицидными свойствами.
Широко практикуется принесение икон в “мироточивый дом” с целью сделать их чудотворными, возник термин: “отдать икону на мироточение”, на своеобразную “подзарядку”, что уже граничит с оккультной практикой.
Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых — от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вспомним наиболее известные из них:
1. Незлобивый седовласый старец, “боженька”. Добрый дедушка с длинной бородой или персонаж рисунков Жана Эффеля, который все понимает, все принимает, ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих, потому что вера в такого “боженьку” ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. При нынешней религиозной индифферентности это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.
2. “Высшее Существо”, “Высшая Сила”. Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него. Такое божество либо вовсе непричастно нашему миру, либо растворено в нем. Все оккультные и псевдомистические учения от гностицизма до теософии, включая современное рерихианство и движение Нью Эйдж, базируются на этом ложном представлении. Да и у многих православных, увлекавшихся до своего обращения оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой и т.п., подобные идеи изживаются весьма нескоро.
3. Самый страшный образ – соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки. Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для “непослушных”, им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие на первый взгляд воцерковленные прихожане, он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к православию. А может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Именно на этом образе свивает гнездо младостарчество, в связи с этим образом нагнетаются апокалиптические настроения, и возникает псевдоправославное сектантство.
4. “Бог из машины” – “deus ex machina”. В древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило ее к развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение “бог из машины”, означающее искусственное разрешение проблем. Это “подпорка”, “скорая помощь” в трудную минуту. Мы призываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так. А когда все в порядке, мы забываем о нем. “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”, “Как тревога — так до Бога”.
5. Близкий к этому образу – бог-гарант. Ритуальными действиями, обетами и приношениями ему можно обеспечить себе его защиту. Он — воздаятель. “Разумные”, “порядочные”, “послушные” могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: “Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке”. Эти образы (“гарант” и “подпорка”) питают магические представления о духовной жизни.
6. Бог порядка и богатства. По преимуществу, бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он — покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы, деспоты и тираны. Характерный пример использования таких представлений – современное неохаризматическое движение с их “теологией процветания”. Проникают подобные взгляды и в церковную среду.
7. Бог обрядов, радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни. Вспомним так называемых “подсвечников”, едва скрывая зевоту, отстаивающих церковные службы на Пасху и Рождество.
Бог в этих и подобных случаях оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан.
Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал... Из-за этого, мол, вода не освятится... Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво!
Некоторые люди в храме прикладывают к иконам деньги, чтобы «не разменивались».
Другая женщина говорит: «Я хотела бы причаститься и ребенка причастить». А служба уже кончилась, крест дали, все ушли. Спрашиваем:
- Зачем?
- Ну, надо причаститься...
- А что такое причастие вы знаете?
А то еще скажут: «Причастие - это сладенькая водичка с вареньем».
Иногда надевают нательный крест побольше и подороже, ошибочно считая, что этим заслуживают больших привилегий перед Богом.
Во время Таинства Крещения присутствующие иногда внимательно смотрят на купель, желая узнать, не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. Если воск упадет на дно, предсказывается ими краткая жизнь ребенка.
На «Херувимской» некоторые стоят, плотно прижав ноги друг к другу, «чтобы бес не прошел».
Бывает, какая-то бабушка две свечки купит, закрутит одну за другую, ставит их так, зажигает и молится. Это чтобы дети «жили мирно и счастливо».
Одну молодую женщину со скрученными свечами спросили:
- А зачем вы так сделали?
- Мне муж изменяет. Я соединяю свечи, чтобы он не уходил от меня.
Некоторые считают, что после Причастия грех мыться.
Со стороны священника требуется большая осторожность, чтобы не давать повода суеверам: при обручении не уронить кольца жениха и невесты, так как, по поверию народному, это будет означать, что человек, которому принадлежит уроненное кольцо, вскоре после брака умрет. Если священник уронит кольцо, то это приписывается уже непосредственно действию Промысла Божия. Новобрачные в дальнейшем будут с покорностью ожидать горьких последствий такого нечаянного случая, ими же самими придуманного, что может привести к различным заболеваниям. Точно такое же значение приписывают суеверы и такому обстоятельству: у кого свеча сгорит быстрее или больше сгорела, умрет скорее того, у которого свеча сгорела меньше.
В мае месяце суеверы избегают совершения браков, так как повенчанные в этом месяце будто бы будут всю жизнь свою «маяться», то есть плохо жить.
Четверговая соль
Четверговая соль (четвережная соль) - соль, "изготовляемая" в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека.
Еще в "Стоглаве", сборнике постановлений церковного собора 16 в., рассказывалось об обычае использования четверговой соли: "Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям" (Макаренко А.А. 1993. С. 102).
Известны разные способы приготовления "четверговой" соли. Иногда достаточно было освятить ее в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице. У русских Пермской губ. накануне четверга соль в солонке (вместе с четверговым хлебом) ставили в решето, наполненное зерном. Помолившись, хозяева оставляли решето на лавке под иконами до первого дня Пасхи, после чего, считалось, что все предметы приобрели необходимые волшебные качества. В Забайкалье аналогичными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь под Чистый четверг на одном из столбов забора.
Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Для этого ее мочили, смешивали с квасной гущей или с хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья. В некоторых селах Енисейской губ., чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали "воскресные" дрова, которые в течение Великого Поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи "деревянный" огонь, т.е. добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили "четверговую" соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени.
Она считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке. В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечится и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду наотмашь (назад от себя) выливали в печь.
В Сибири пережженную и смешанную с золой четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а ее раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль считалась также сильным обережным средством. Ее зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завернутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.
Темнеет нательный крест - к несчастью.
Если во время богослужения в церковь влетит птица, это предвещает удачу для всех, кто присутствует на богослужении.
Если малиновка влетит в церковь и запоет, это предвещает смерть кому-то из прихожан. (Распространенное сельское поверье).
Если церковные врата открываются без видимой причины, в них скоро внесут гроб. (Повсеместно, в сельской местности).
Несколько новых наблюдений.
Почему-то во время чтения евангелия обязательно нужно раздавать конфеты, чтобы помянули покойников.
Если, например, причащают архиерей и священник другой (чтобы народ быстрее причастился), к архиерею очередь как стоит так и стоит, а к священнику и не подойдет никто - значит, "архиерейское" причастие сильнее. То же и с елеопомазанием.
По окончании службы стоит огромная очередь - приложиться к праздничной иконе перед главным алтарем, и к кресту,тогда как иконы праздника лежат и на аналоях в придельных алтарях, и нередко священник с крестом стоит и там.
Церкви при кладбищах нехороши — из-за того что там постоянно отпевают, в них плохая энергетика.
В обществе, зараженном крайним рационализмом с одной стороны и мистицизмом с другой, потенциальные паломники не свободны от языческих по сути комплексов. Эти комплексы выражаются в вопросах, на которые постоянно приходится отвечать людям, сопровождающим паломнические группы, например: «В каком именно месте можно вылечиться от болезни?», «Какой источник от какой болезни помогает?», «Какой источник самый “сильный”»?» (имеется в виду «энергетически» самый сильный), «Как и от чего лечиться освященным мелом?», «От каких болезней надо заваривать освященную травку?», «В каких пропорциях можно разбавлять освященную воду, чтобы она не утратила своих целебных свойств?».