Сегодня начинается Крещенский сочельник, а завтра Церковь будет торжественно праздновать Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Батюшка Константин хорошо рассказал, что такое святая вода и как ее используют.
Но вот меня часто спрашивают о том, как относиться к массовым погружениям в освященную воду в эти дни. Одни говорят, что это языческий элемент, проникший в Церковную традицию, поэтому эту традицию необходимо забыть, другие рассуждают об якобы происходящем «очищении» во время погружения, о втором «Крещении» и т. п. Услышать и прочитать за последние дни пришлось много относительно смысла и значения погружения в воду в Праздник Крещения.
Лично мне радостно, и одновременно, печально слышать мотивацию людей погружающихся в прорубь, связанную с желанием «очиститься на следующий год», «получить здоровья и благополучия» и т. п. Радостно потому, что люди хотят чего-то благого от Господа, а печально оттого, что большинство этих людей в храмах не видно. Они почему-то уверенны, что не исповедуясь, не участвуя в Евхаристии, не живя по Евангельским принципам – просто погрузившись в Святую Воду, даже очень-очень холодную, можно «очиститься»?! Иначе говоря, возникает попытка заставить Святого Духа действовать магически. Конечно опрометчиво.
Слышу часто мнения и обратного характера: «язычество все это, зачем мучить себя нырять в эту страшно-холодную темно-синюю могилу? Если мол, человек верующий, церковный, то и подобного рода погружения ему вовсе нужны!». Последние рассуждения очень логичны и лично я рад бы был согласиться с этим, но вот есть положительные отзывы о погружениях в Крещение Господне в ранней жизни Церкви, а один из ее величайший столпов, обличитель арианской ереси, очень решительно пишет:
«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых Таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34
Одно из ранних упоминаний об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей Святителя Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». Ioan. Chrys. De bapt. 2, цитируется по Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005 .— С. 140-148.
Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской. Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30 и т. п.
Как видно из вышеприведенного текста, получается, что погружаться должен именно тот, кто ведет церковный образ жизни, а «отпавшим» т. е. не церковным людям, это занятие бессмысленно. Согласны?
Лично вы погружались когда-нибудь на Крещение Господне в прорубь, если да, то какие ощущения вас посетили?