Вовек пишет:А, вот я сужу о науке, как и культуре и искусстве, как делах не Божьих, а того искусителя - от кого Сам Иисус отказался в пустыне, когда сатана Ему предложил все свои царства мира сего и славу их человеческую, а Иисус сказал: отойди от Меня сатана, ибо Я только перед Господом Богом преклоняюсь и Ему Одному служу (не в науке, не в искусстве, не в культуре, не в спорте, не в медицине, не в торговле, не в религиях, не в армиях, не в правительствах мира сего, как государствах, не в колдовстве и в знахарстве, ни в волхвовании и т.п.), а в Истине и правде, чтобы созидать Новое от Бога в совершенство человеков - в подобие Ангелов Божьих, а не по плоти существовать, чтобы жить вечно Христовым на Новой земле под Новым небом, ибо эти небеса и земля возгорятся... 2Петра 3:7-13... Аминь.
Святой Антоний очень любил жить на горе. Впрочем, однажды он был вынужден спуститься вниз ради тех, кому это было необходимо, и ради местного военачальника, который много раз просил его об этом. Он пришел, сказал небольшое поучениео спасении и о том, что для него нужно, а затем собрался назад. При этом правитель попросил его задержаться. Но Антоний сказал, что не может остаться с ними, и подкрепил свои слова удачным примером:
- Как рыбы гибнут, оставаясь на суше, так погибают и те монахи, кто долго остается и живет рядом с вами. Потому что рыбе нужно жить в воде, а нам - уходить в горы, или же мы потеряем трезвенность души.
Из патерика:
1. Брат спешил в город и попросил старца помолиться. Старец ответил: «Не спеши в город, но спеши из города - и спасешься».
2. Ученики аввы Евлогия рассказывали:
«Однажды послал нас старец в Александрию продать рукоделие и дал нам заповедь не быть там больше трех дней.
- А проведете там больше трех дней, - сказал он, - невинен я в вашем грехе!
- Как же, - спросили мы, - монахи живут в городах и селах, с утра до вечера обращаются среди мирских людей - и им не вредит?
- Верьте мне, чада, - ответил он. - Когда я постригся, я провел тридцать восемь лет, не выходя из Скита. А затем вместе с аввой Даниилом мы пришли в Александрию, к папе Евсевию, по какому–то делу. Когда мы вошли в город, мы повстречали много монахов. И я увидел внутренним зрением, как одних из них клюют вороны, а других обнимают нагие женщины и что–то шепчут им на ухо. Другие были обнажены и мальчишки давали им оплеухи и пачкали их человеческими нечистотами. А у кого–то из них были в руках ножи, и они резали человеческое мясо и давали монахам есть. И я понял:какой кто из монахов страстью был поражен, такие бесы и сопровождали его и беседовали с ним в помыслах. Вот почему,братья, я не хочу, чтобы вы долго были в городе, - дабы не беспокоили вас ни подобные помыслы, ни тем более сами бесы».
3. Из аввы Исаака
Беги от корыстолюбцев и от самого корыстолюбия, но удаляйся и от тех, кто живет в роскоши, и от самой роскоши. Беги от распутников и от распутства. Ведь если даже легкое воспоминание о сказанном смущает ум, то тем более - видеть это или общаться с такими людьми! Но будь с теми, кто обладает смирением, и учись у них. Ведь если даже воспоминание об этом приносит пользу, то тем более поучение из их собственных уст.
4. Старец сказал: «Тот, кто умирает в городе, не слышит ни его звуков, ни того, что в нем происходит, потому что находится в ином мире - там, куда не достигают городской шум и крики. Так и монах: как только он отрекся от мира и принял монашеский образ жизни, он должен стать мертвым ко всякому мирскому пристрастию, к хлопотам и страданиям этой суетной и душе вредной жизни и удалиться от всего этого. А если он и после принятия обетов не оставил свое родное место и живет среди прежних треволнений - он подобен мертвому телу: оно лежит в доме и уже смердит, так что кто ни почувствует запах - отходит от него подальше».
5. Тот же старец сказал: «Несоленое мясо, если его не посолить, загнивает и начинает смердеть, так что все, кто окажется рядом, отворачивают лицо от смрада. При этом заводятся в нем черви, ползают по нему, гнездятся внутри него и им же и питаются. А если посыпать на него соль, то исчезают черви и прекращается неприятный запах, поскольку свойства соли губительны для того и другого. Так же и монах, когда он предается житейским заботам и мирским попечениям. Если он не безмолвствует в своем монастыре, не укрепляет себя страхом Божиим, чтобы не ослабеть от нерадения, не напоминает себе постоянно о смерти и мучениях мира иного, не утверждает свое сердце молитвой и бдением, что и есть духовная соль, - такой монах сгнил и источает смрад нечистых и лукавых помыслов. И Бог и святые ангелы, когда чувствуют смрад его нечистой души, отворачиваются и удаляются от него. И тогда поселяются в душе черви, то есть силы тьмы, которых всегда притягивает подобный смрад. Они кишат в душе и кормятся ею, а пищей им служит мерзость нечистых помыслов и дела, которые разлагают несчастную душу и влекут ее к гибели.
Но если монах почувствует этот вред, отвергнет мирские хлопоты, препоручит себя Богу, возложит все надежды на Него и все его заботы и попечения будут о том, чтобы угодить Ему, тогда через долгое время Бог пошлет ему духовную соль -Свой благой и человеколюбивый Дух. И когда Он приходит, то все страсти и бесы, которые действуют в них и через них,тотчас же исчезают и улетучиваются яко дым».
6. Из святого Ефрема
Брат, опасайся болота и не приближайся к людям, которые живут без страха Божия. Один пойманный воробей заманивает в ловушку других. И тот, кто порабощен грехами, толкает в бездну зол и многих других. Избегай, брат, того, чтобы быть вместе с людьми, которые любят праздность и далеки от монашеского безмолвия. Уклоняйся от тех, кто любит пиршества и говорит: «Сегодня я угощаю, а завтра - ты». Если согласишься на это, ты не будешь вести добродетельную жизнь и станешь вместилищем всех страстей. Но подражай тем, кто горит духом и шествует тесным и скорбным путем, дабы и ты достиг жизни вечной.